Пятый период (возраст 9—12 мес) (Голосовые общение ребенка со взрослым)

Голосовые общение ребенка со взрослым расширяется, он начинает сигнализировать голосом о биологических нуждах, выражать эмоции удовольствия и неудовольствия, появляется также новая интонация просьбы.

Характерной качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний, интонационно-выразительных и выполняющих функцию предложений.

К концу периода у ребенка вырабатывается речевой сочетательный рефлекс на вид предмета, т. е. ребенок звуковым сочетанием начинает обозначать предмет. Вначале это происходит в виде звукоподражания.

Взрослый, неоднократно показывая ребенку машину, говорит: «Это машина, она гудит би-би», ребенок повторяет «би-би». Затем при виде машины ребенок уже начинает сам называть ее «би-би». Появляются и другие лепетные слова.

К концу года ребенок произносит 5—6 лепетных слов, обозначая ими определенные предметы. На этом, собственно, кончается доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно с началом развития речи у ребенка появляется новый интерес — рассматривание книг с картинками.

При длительном рассматривании книжки ребенок узнает на картинках знакомые предметы, показывая их по инструкции взрослого, иногда обозначает их лепетными словами.

В этом же возрасте отчетливо выражен интерес к ритмам простых песен. Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития ребенка.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба