Пятый период (возраст 9—12 мес) (Особенности психического развития)

Тщательное и целенаправленное исследование позволяет дифференцировать особенности психического развития, обусловленные сенсорными нарушениями, от задержки развития другой этиологии.

Это можно проиллюстрировать такими примерами. Здоровый ребенок, бросив игрушку и услышав звук удара ее о пол, повернется и постарается увидеть, куда она упала. Гипервозбудимый, апатичный ребенок, ребенок с синдромом врожденного слабоумия чаще всего не посмотрит на выброшенную игрушку вне зависимости от того, продолжает ли она оставаться в поле его зрения или нет.

Слабослышащий ребенок с нормальным психическим развитием не обратит внимания на удар игрушки об пол, а проследит за падающей игрушкой до тех пор, пока она находится в поле его зрения. Слепой ребенок в этой же ситуации, наоборот, повернет голову в сторону упавшей игрушки только, если она издаст звук при падении.

Ребенок с задержкой психического развития, обусловленной органическим поражением центральной нервной системы, или с врожденным слабоумием дает недифференцированные реакции или не реагирует на общение со взрослым, в какой бы форме это общение ни выражалось.

Ребенок с нарушениями слуха может не обращать внимания на попытки вступить с ним в контакт с помощью обращенной речи, не выполнять словесных команд и сам не произносит лепетных звуков, но при этом зрительно отличает своих и чужих, адекватно реагирует на них эмоционально, охотно вступает в подражательные игры.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба