На 9—10м месяце у ребенка уже упрочилась реакция вставания на ноги, держась за опору (в кровати, манеже), поэтому ребенок делает попытки встать самостоятельно.
Он отпускает руки и несколько секунд стоит один, а затем «шлепается» на ягодицы, так как еще не развиты реакции равновесия в положении стоя. В течение последующих двух месяцев эта реакция совершенствуется (устойчивость и длительность стояния). В 10 1/2—12 мес дети осваивают возможность присесть при стоянии без опоры.
Если положить интересующий ребенка предмет рядом на пол, он пытается присесть и взять его.
Реакция вставания из положения «приседания» появляется позже. Умение ходить — одна из важнейших функций пятого периода. Если в конце четвертого периода у ребенка отмечались только попытки переступать при поддержке за руки, то в возрасте 9 1/2—10 мес дети более уверенно ходят, держась за коляску или руки взрослых.
Переступание развивается тогда, когда реакция опоры уже сформировалась. На 10— 11м месяце ребенок уже ходит, держась только одной рукой.
Функция постепенно совершенствуется, и на 11—12-м месяце ребенок делает попытки ходить самостоятельно. Вначале дети ходят, широко расставляя ноги и руки, наклонив верхнюю часть туловища «перед, при этом тазобедренные и коленные суставы также слегка согнуты.
Ходьба совершенствуется в течение 3—4 нед. К концу первого и началу второго года Жизни дети ходят самостоятельно уже более длительное время, останавливаются, поворачиваются. Однако повороты еще не совсем удаются, и дети часто в этот момент теряют равновесие.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба