Ходьба является важнейшей конечной целью общего статического развития.
Самостоятельное хождение приходится в среднем на конец первого года жизни, однако некоторые дети могут довольно свободно ходить в 8—9 мес, тогда как другие начинают ходить позднее. Ползание на четвереньках — естественная стадия развития, предшествующая ходьбе, хотя ходьба может быть освоена и без него.
Для пятого периода характерно дальнейшее развитие и совершенствование движений рук: ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью; показывает части тела (глаза, нос, уши); машет рукой, делает «ладушки»; у него начинает преобладать функция одной руки.
К концу данного периода ребенок манипулирует 3—4 предметами. Двигательные расстройства в пятый возрастной период, как и в предыдущие, могут проявляться нарушением мышечного тонуса (по типу гипер- и гипотонии), выраженностью тонических шейных и лабиринтного рефлексов, задержкой развития двигательных навыков.
Двигательные нарушения, обнаруживаемые в возрасте 9—12 мес, в большинстве случаев появляются уже на одном из предыдущих этапов.
Они могут быть связаны с церебральным параличом, врожденными дефектами метаболизма, нервно-мышечными заболеваниями, факоматозами, нейроинфекциями.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба