При детских церебральных параличах двигательные расстройства всегда выражены уже во второй — третий возрастные периоды, а иногда их можно заподозрить и в период новорожденности.
Для них нехарактерно появление клинической симптоматики к концу первого года жизни. Исключение составляют легкие мозжечковые расстройства и стертые гемипарезы, которые обнаруживают в тот период, когда ребенок начинает ходить и активно манипулировать с предметами.
У детей 9—12 мес впервые могут проявиться легкие двигательные нарушения в виде мышечной гипотонии, нарушения координации и связанной с ними задержки двигательных навыков в результате нейроинфекции, поствакцинальных осложнений, травмы, при мозжечковых дегенерациях, синдроме Лун-Бар, некоторых формах нарушений аминокислотного обмена (фенилкетонурия, гомоцистинурия, изовалериановая ацидемия), гликогенозах, идиопатической гиперкальциемии (синдром «лица эльфа»).
Если у здорового до того ребенка в пятый возрастной период появилась мышечная гипотония с прогрессирующей утратой двигательных навыков и угасанием сухожильных рефлексов при нормальном психическом развитии, следует подумать о ранней детской форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна.
Для лейкодистрофий, начинающихся в конце первого года жизни (метахроматическая и глобоидноклеточная формы), характерна нарастающая неврологическая симптоматика — пирамидные, экстрапирамидные, мозжечковые расстройства, бульбарные и псевдобульбарные симптомы, снижение зрения, слуха, эпилептиформные припадки.
Задержку психомоторного развития выявляют несколько позже.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба