Механизмы развития возрастных навыков и пути их интеграции в норме и при патологии могут быть различными, но если перед мозгом стоит адекватная задача с точки зрения адаптации, мозг сам находит пути ее решения.
Задачей методистапедагога (кондуктора) является поэтапное создание условий, при которых пораженный мозг окажется способным выполнить предъявленные к нему требования и удовлетворить потребности организма в данный момент.
На основе мотивации (потребности) следует выбирать такие задачи, при которых легче достичь эффективных результатов обучения.
При этом очень важно иметь в виду, что двигательная активность, необходимая для решения поставленной задачи, ни в коем случае не должна стимулировать изменение тонуса в мышечных группах, не принимающих непосредственного участия в выполняемом движении, т. е. по существу патологическую постуральную активность.
Поэтому выбор целей и методов стимуляции должен быть крайне индивидуализирован. Мотивационная ситуация меняется по мере достижения намеченной цели.
В чистом виде педагогический подход к стимуляции возрастного психомоторного развития может быть с успехом применен у детей, начиная со второго года жизни. Однако отдельные его элементы необходимо использовать уже в грудном возрасте.
Все усилия должны быть направлены на адекватную кооперацию матери и ребенка в процессе ухода, игры. Стимулируя двигательные навыки у детей до 3—4 мес, когда мотивация еще недостаточна и уровень активности низкий, следует максимально использовать врожденные рефлекторные реакции (рефлексы ползанья, хватанья, опоры, автоматическую походку, рефлексы Галанта, Переса и др.).
Так, например, для стимуляции лабиринтного рефлекса, а следовательно и контроля головы можно проводить следующие рефлекторные упражнения.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба