Для стимуляции голосовых реакций взрослый наклоняется над ребенком, ласково улыбается и произносит через определенные интервалы одни и те же протяжные звуки, побуждая ребенка к ответным голосовым реакциям.
Затем учат прислушиваться к голосу и подражать взрослому, повторяя звуки, а позже и звукосочетания. К концу первого года жизни ребенка побуждают к обозначению предметов и действий звуковыми сочетаниями (бах — упал, ляля — кукла, а-а — спать и т. д.).
Со второго полугодия жизни чувственный опыт ребенка тесно связывают с речью взрослого. Но при этом надо помнить, что слово должно не заменять чувственный опыт, а активировать и организовывать процесс восприятия.
Поэтому давая ребенку различные игрушки, одновременно называют их («Миша», «Ляля», «биби»). Взрослые стимулируют игровую деятельность (перекладывание из руки в руку, постукивание предметом о другой предмет, выкладывание кубиков из коробки, произвольное бросание предмета, снятие колец пирамиды).
Одновременно побуждают ребенка к повторению действий, звуков и жестов. Затем постепенно формируют начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях типа: «поцелуй маму», «дай ручку» и т. д.
Для развития понимания простых инструкций надо их произносить, одновременно показывая обозначаемые ими действия на себе, стимулируя ребенка к подражанию, а также пассивно проделывая их с ребенком. Так воспитывается понимание таких движений как «ладушки», «до свидания», «покажи, какой ты большой».
Примером может быть проведение следующей игры — занятия.
Цель: развитие выполнения инструкции «дай ручку».
Взрослый, протягивая руку к ребенку, просит: «дай ручку»; одновременно берет руку ребенка и вкладывает ее в свою, ласково поглаживает ее, потряхивает. Затем, освободив руку ребенка, вновь протягивает свою и просит: «дай ручку», слегка направляя движение руки ребенка.
И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку. При сочетании задержки психомоторного развития с выраженным нарушением мышечного тонуса и патологической тонической рефлекторной активностью стимуляция возрастного сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций проводится на фоне реакции торможения и облегчения.
Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функций артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба