Иногда целесообразно попросить мать или ухаживающий за ребенком персонал провести определенные воспитательные мероприятия в паузах между осмотрами. Например, если ребенок на голос матери поворачивает голову преимущественно вправо, то ей следует подходить к кровати с левой стороны.
Следующей задачей таблиц является качественный анализ задержки психомоторного развития и попытка раскрытые механизмы.
Необходимо выяснить, за счет каких функций ребенок теряет баллы:
Происходит ли потеря баллов главным образом за счет одной какой-либо ведущей функции и какой именно, как она влияет на качество других функций либо потеря баллов распределяется более или менее равномерно и выделить ведущие нарушения не представляется возможным.
Например, ребенок с церебральным параличом в возрасте 11—12 мес даже при сохранной психике теряет значительное количество баллов на всех функциях вследствие выраженных двигательных и речевых нарушений. Вместе с тем у ребенка с глубокой умственной отсталостью оценка за 1-ю и 7-ю функции может быть снижена до 0, тогда как за 4-ю и 5-ю он получит 3—2 балла.
Иными словами, анализ показывает, что в последнем случае в основе нарушения социального поведения, движений, зрительно-моторной координации ребенка лежит не патология рефлекторной деятельности и мышечного тонуса, а отсутствие мотивации.
Следует отметить также, за что ребенок получает 0 или 1 балл. Если он не выполняет какое-либо требование, перечисленное в таблице, то это скорее свидетельствует о диспропорции развития двигательных и психических функций, тогда как снижение оценки по совокупности невыполняемых требований бывает обычно при тотальной задержке развития.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба