Результаты изучения психомоторного развития детей (Функции по причине которых происходит потеря баллов)

Теряет ли ребенок баллы только за счет задержки приобретения возрастных навыков либо их задержка сочетается с сохранением более примитивных двигательных и (или) психических реакций. Например, ребенок 6 мес не дифференцирует «своих» и «чужих», не узнает голоса близких, но при этом он дает реакцию на новизну в виде настораживания, комплекс оживления угас.

В этом случае невыполнение отдельных требований скорее обусловлено отсутствием должных воспитательных мероприятий. У другого ребенка того же возраста наряду с отсутствием дифференциации «своих» и «чужих» сохранен комплекс оживления на любое лицо, слабо выражены реакции на новизну.

Это указывает уже на задержку психического развития органической природы. Аналогичный пример можно привести и с двигательными функциями.

Ребенок 6 мес может не поворачиваться со спины на живот, но при этом мышечный тонусу него нормальный, отсутствуют патологические тонические рефлексы, угасли примитивные безусловные рефлексы.

Такой ребенок не выполняет предъявляемых к нему требований потому, что его этому не научили. В другом случае, если отсутствие поворотов со спины на живот сочетается с АШТР и мышечной гипертонией, это свидетельствует об органическом поражении нервной системы.

В заключение анализа можно провести количественную оценку в динамике. При этом необходимо отметить не только изменения общей оценки уровня возрастного развития, но и проанализировать становление каждой функции отдельно.

Такой анализ позволяет дифференцировать истинно прогредиентный процесс от кажущегося прогредиентным. Так, общая кривая количественной оценки возрастного развития ребенка с церебральным параличом средней тяжести имеет тенденцию к постепенному снижению.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба