Теряет ли ребенок баллы только за счет задержки приобретения возрастных навыков либо их задержка сочетается с сохранением более примитивных двигательных и (или) психических реакций. Например, ребенок 6 мес не дифференцирует «своих» и «чужих», не узнает голоса близких, но при этом он дает реакцию на новизну в виде настораживания, комплекс оживления угас.
В этом случае невыполнение отдельных требований скорее обусловлено отсутствием должных воспитательных мероприятий. У другого ребенка того же возраста наряду с отсутствием дифференциации «своих» и «чужих» сохранен комплекс оживления на любое лицо, слабо выражены реакции на новизну.
Это указывает уже на задержку психического развития органической природы. Аналогичный пример можно привести и с двигательными функциями.
Ребенок 6 мес может не поворачиваться со спины на живот, но при этом мышечный тонусу него нормальный, отсутствуют патологические тонические рефлексы, угасли примитивные безусловные рефлексы.
Такой ребенок не выполняет предъявляемых к нему требований потому, что его этому не научили. В другом случае, если отсутствие поворотов со спины на живот сочетается с АШТР и мышечной гипертонией, это свидетельствует об органическом поражении нервной системы.
В заключение анализа можно провести количественную оценку в динамике. При этом необходимо отметить не только изменения общей оценки уровня возрастного развития, но и проанализировать становление каждой функции отдельно.
Такой анализ позволяет дифференцировать истинно прогредиентный процесс от кажущегося прогредиентным. Так, общая кривая количественной оценки возрастного развития ребенка с церебральным параличом средней тяжести имеет тенденцию к постепенному снижению.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба