Нарушения интеллекта при органическом инфантилизме

Органическому инфантилизму свойственны нарушения интеллекта, инертность мышления, истощаемость; прогноз этого расстройства, видимо, неблагоприятный: дети учатся во вспомогательной школе, и признаки интеллектуального дефекта с годами становятся очевиднее.

С. С. Мнухин (1968) считал, что без раскрытия клинического содержания психического инфантилизма это  понятие остается пустым и ненужным. Он придавал решающее значение в клиническом оформлении психического инфантилизма церебрастении, подчеркивая, что именно церебрастенический симптомокомплекс резидуальноорганического происхождения определяет не только клиническую картину, но и меры лечебнопедагогического воздействия при психическом инфантилизме.

С. С. Мнухин предлагал организовать специальные классы или школы-интернаты, в которых должны длительное время находиться дети с синдромом резидуальной церебрастении и с сопутствующей задержкой психического развития. Перевод таких детей во вспомогательные школы является, по мнению С. С. Мнухина, неправомерным, ибо эти пациенты не страдают олигофренией и со временем их состояние становится значительно лучше в зависимости от степени излечения от церебрастении. Как и Т. П. Симеон (1958), С. С. Мнухин не выделял варианты психического инфантилизма.

Попытку поновому взглянуть на проблему психического инфантилизма предпринял в 1973 г. В. В. Ковалев, который выделяет два основных варианта этой патологии: психический инфантилизм в чистом виде (судя по описаниям, он близок к гармоническому психическому инфантилизму в понимании Г. Е. Сухаревой) и так называемый осложненный вариант психического инфантилизма, т. е. сочетание психического инфантилизма с психопатоподобным синдромом, интеллектуальной недостаточностью и некоторыми другими расстройствами.

Разделяя взгляды Г. Е. Сухаревой и В. В. Ковалева, мы дополняем их инфантилоподобными расстройствами (после приступа шизофрении, после перенесенных органических заболеваний ЦНС и т. д.) и инфантильным формированием личности вследствие «оранжерейного», инфантилизирующего воспитания.

Инфантилоподобные расстройства могут выступать в более или менее самостоятельном виде или входить как частное в общую структуру психопатоподобного синдрома. Инфантильное формирование личности может относиться к психической норме или включаться в картину того или иного варианта патологического формирования характера.

При самых разнообразных видах психической незрелости может быть недержание мочи и кала. Казалось бы, незачем искать взаимосвязи между этими нарушениями. Ясно, что инфантилизм не может вызвать энурез или энкопрез и уж тем более невроз моче и каловыделения — они могут сосуществовать, могут иметь одни и те же причины, инфантилизм может способствовать проявлению невротических нарушений. Однако для вопросов терапии и прогноза эта связь важна.

«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов