Патологическое формирование личности смешанного генеза у подростков с непроизвольными моче и каловыделением (Данные мировой литературы)

Мировая литература сохранила многочисленные описания жестокого отношения к детям с недержанием мочи и кала. Одним из таких произведений, иллюстрирующих плоды отвратительного поведения старших по отношению к подобным детям, является автобиографическая повесть «Рыжик», принадлежащая перу выдающегося французского писателя-реалиста, крупного прогрессивного деятеля, борца против социальной несправедливости Жюля Ренара (1864—1910). Рыжик — прозвище сына мадам Лепик — женщины жестокой, вздорной, полной ненависти к миру. В ее глазах каждый поступок сына — это уже проступок, а коль проступок, то его нужно сурово наказать. И мать мстит Рыжику с садистическим наслаждением.

У Рыжика, живущего в этом рабском семействе, где всем вершит злобная мать, а отец не может и голоса подать, у этого впечатлительного, отзывчивого, доброго, честного ребенка имеется недержание кала. Художественное произведение — это не медицинский документ, поэтому автор опускает многие детали, на основании которых можно было бы поставить верный диагноз, но это в данном случае не существенно.

Как же реагирует мадам Лепик на болезнь сына? Она тайком собирает его испражнения, кладет их в суп и подает Рыжику. Тот потрясен изощренной жестокостью матери. Он все больше замыкается в себе, в нем усиливаются мечтательность, односторонние интересы, резко обостряется ранимость, чувство своей неполноценности, нарастает протест против мира, символом которого является его собственная мать.

Со временем Рыжик, т. е. сам Ренар, превратится в беспощадного и сурового критика буржуазной системы. Став популярным писателем, Ренар отмечал «опасность успеха в том, что он заставляет нас забывать чудовищную несправедливость этого мира». Ренар до конца своих дней не забыл об этой несправедливости, шедшей от самого близкого человека — от матери.

По всей видимости, у Рыжика имелось патохарактерологическое формирование личности, а недержание кала было лишь внешним поводом издевательского отношения к нему матери. Не было бы этой болезни у сына — мать нашла бы иной предлог для его унижения. Если в случае с Рыжиком недержание кала не было стержневым переживанием, то в приведенной ниже клинической иллюстрации этот фактор (вместе с другими) явился источником болезненной деформации характера.


«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов