Уход за детьми в первом периоде ожоговой болезни

В первый период ожоговой болезни, до момента исчезновения признаков ожогового шока и стабилизации общего состояния, ребенок находится в отделении реанимации.

Роль медицинской сестры в период проведения обожженному ребенку противошоковой терапии чрезвычайно велика. Главными ее задачами являются точное выполнение всех назначений, наблюдение под контролем врача за ходом капельных внутривенных вливаний и регистрация происходящих изменений.

Поскольку основу лечения первого периода ожоговой болезни составляет трансфузионная терапия, медицинская сестра, находящаяся у постели тяжелобольного обожженного ребенка, должна владеть искусством пункции подкожных вен, так как закупорка иглы в пунктированной вене или внезапное ухудшение в состоянии ребенка может потребовать экстренного внутривенного введения лекарственных препаратов в палате.

Вместе с тем пункция подкожной вены у маленького ребенка — далеко не простая процедура, она требует подготовки и умения. Прежде всего необходимо заручиться надежным помощником, а лучше двумя, так как, заметив приготовления к пункции, ребенок начинает кричать и заранее сопротивляться.

Далее надо выбрать подходящий кровеносный сосуд, хорошо заметный глазом и контурирующийся под кожей при нагнетании крови. Сеть подкожных вен у маленького ребенка может быть выражена слабо или вовсе не видна из-за значительного развития подкожного жирового слоя. Поэтому для пункции приходится использовать не только вены, находящиеся в области локтевого сгиба, но также и на тыле кисти и стопы, сгибательной поверхности нижней трети предплечья и голени, у внутренней или наружной лодыжек, в височной области и на боковой поверхности шеи.

У детей первого года жизни можно пунктировать вены волосистой части головы. Чтобы вена стала отчетливо видимой, набухла, надо прекратить по ней ток крови, слегка сдавив мягкие ткани выше места предполагаемой пункции, и сделать массаж по ходу венозного сосуда — от периферии к центру. Для этой цели можно наложить тонкий жгут, но обязательно через мягкую прокладку, так как рыхлые и нежные ткани ребенка легко травмируются.

Так как диаметр детских вен невелик, игла для венепункции должна быть тонкой, с хорошо заостренным концом, проходимость ее следует проверить до прокола кожи. Подготовив иглу, область пункции обрабатывают спиртом и защищают стерильной салфеткой. Игла вводится под острым углом параллельно направлению вены. Поступление по игле капель крови свидетельствует о правильном положении иглы.

По окончании трансфузии игла извлекается из вены, а место укола зажимается стерильным шариком на 10 — 15 мин. Через 30 мин — 1 ч после остановки кровотечения можно сделать легкий массаж на месте инъекции. Это поможет сохранить периферическую вену для последующих пункций. Если пункция вены не удалась и на месте вкола образовалась гематома, на этот участок следует наложить полуспиртовой согревающий компресс.

В первом периоде ожоговой болезни для быстрого и эффективного восстановления гемодинамики используют главным образом центральные вены (верхняя и нижняя полые вены и их ветви). Поскольку внутривенная трансфузия должна осуществляться непрерывно в течение длительного времени, проводится катетеризация вены с введением поливинилового катетера.

В периферический конец катетера туго вставляется инъекционная игла, к которой присоединяется система для трансфузии. Катетеризация центральной вены производится обычно чрескожно; периферической — как чрескожно, так и оперативно, путем ее обнажения. В любом случае для профилактики флебита и гнойного тромбофлебита необходимо строжайшее соблюдение правил асептики. Кожа в месте проникновения катетера в вену должна быть укрыта стерильным шариком и заклеена пластырем.

При чрескожной катетеризации центральной вены пластырь используется также для прикрепления катетера к коже. Туалет спиртовым шариком вокруг катетера должен производиться ежедневно. Болезненность при нагнетании жидкости, легкое покраснение кожи, увеличение диаметра кожной раны по сравнению с диаметром катетера, следы серозного отделяемого на шарике, изолирующем катетер, являются признаками начинающегося воспаления и служат основанием для извлечения катетера из вены. О состоянии кожной ранки вокруг катетера сестра сообщает врачу, который и решает вопрос о способе дальнейшего введения жидкости.

В случае, если введение жидкости временно прекращено, а катетер остается в вене, для предупреждения образования тромба в его просвет вводится 5 мл изотонического раствора натрия хлорида с 0,1 мл гепарина, затем канюля закрывается заглушкой, заклеивается пластырем, и на эту область накладывается стерильная повязка или наклейка.

Перед повторным использованием катетера необходимо убедиться в его проходимости. Для этого к катетеру присоединяется 10-граммовый шприц, заполненный изотоническим раствором натрия хлорида. Поршень шприца оттягивается на себя для получения обратного тока жидкости, до появления в просвете шприца крови, свидетельствующей о нормальной проходимости катетера.

Разовое введение раствора лекарственных препаратов через катетер при отключенной системе капельного введения жидкости требует такого же контроля за проходимостью его, как описано выше. Временному закрытию катетера, находящегося в вене, каждый раз должно предшествовать введение гепарина. При отсутствии признаков воспаления катетер может находиться в вене максимум 5 — 7 дней.

Медицинская сестра должна уметь заполнять систему для разового внутривенного введения жидкости, укреплять ее на подставке, регулировать высоту расположения флакона с раствором. В ее обязанности входит наблюдение за герметичностью системы.

Она должна проверять проходимость иглы, находящейся в вене, добавлять во флакон жидкость по мере расходования, следить за скоростью введения жидкости и реакцией больного. Она обязана контролировать, достаточно ли хорошо фиксирована к коже находящаяся в вене игла (катетер), а вся конечность — к гипсовой или фанерной шине и к кровати.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева