Результаты реакций на внутрикожное введение аллергена из папиллом у больных папилломами верхних дыхательных путей

Всего мы обследовали 264 больных (240 взрослых и 24 детей и подростков) в возрасте от 6 до 65 лет за 1962 — 1971 гг. Полученный путем водно-солевого экстрагирования аллерген (0,1 мл) вводили внутрикожно по общепринятой методике постановки аллергических реакций; в дальнейшем вводили аллерген (0,02 — 0,04 мл), приготовленный в виде нуклеопротеидной и полисахаридной фракции.

Одновременно в той же дозе ставили контроль с жидкостью, которая использовалась для разведения аллергена. Контрольные пробы, как правило, во всех случаях были отрицательные.

При оценке результатов реакции мы в основном придерживались градаций аллергических реакций И. Лишка но внесли ряд изменений. Слабоположительная (+) реакция характеризовалась слегка выраженным плоским инфильтратом, незначительной гиперемией в диаметре 4 — 8 мм.

Положительная (+ +) реакция — это гиперемированный инфильтрат, возвышающийся над кожей в диаметре 8 — 15 мм, иногда окруженный точечными высыпаниями.

Резко положительная (+ + +) реакция
— значительно гиперемированный инфильтрат, возвышающийся над кожей в виде волдыря с неровными краями, диаметр его до 20 мм. По периферии инфильтрата в ряде случаев возникали мелкоточечные высыпания красного цвета или отростки в виде «ложноножек».

Крайняя степень резко положительной реакции (+ + + +) характеризовалась резко гипаремированным волдырем в диаметре более 20 mim, с «ложноножками» или высыпаниями, часто имелась гиперемия в виде двух зон.


Реакция на виутрикожиое введение аллергена

Реакция на виутрикожиое введение аллергена

Реакция на виутрикожиое введение аллергена из ткани папиллом: 1 — резко положительная реакция (полисахаридная фракция); 2 — слабоположительная реакция (нуклеопротеидная фракция).


У большинства больных наблюдались положительные кожно-аллергические реакции «немедленного» типа, которые держались в течение 40 — 60 — 90 мин. Кроме того, у некоторых больных возникала положительная реакция «замедленного» типа. По-видимому, в этом случае замедленную реакцию следует рассматривать как продолжение и следствие реакции немедленного типа.

По мнению А. А. Польнера (1963), подобные реакции служат подтверждением повышенной чувствительности к данному аллергену.

Вначале внутрикожные аллергические пробы ставили больным с аутоаллергеном, в дальнейшем
— с аллергеном других больных, так как при оценке результатов реакции разницы обнаружить не удалось. Обычно реакция не сопровождалась болезненностью и не вызывала зуда. Только 7 больных, у которых реакция была резко положительной с аутоаллергеном из папилломы, ощущали небольшой зуд.

Согласно нашим исследованиям, наиболее полноценным является аллерген, полученный в виде двух фракций — нуклеопротеидной и полисахаридной. Постановка внутрикожных проб одновременно двумя фракциями позволяет более четко выявлять сенсибилизацию организма к папилломной ткани.

Интенсивность реакции на внутрикожное введение аллергена из папиллом у 264 больных с различной локализацией папиллом в верхних дыхательных путях была неодинаковой. 


Результаты реакций на внутрикожное введение аллергена из папиллом

Результаты реакций на внутрикожное введение аллергена из папиллом


Из таблицы видно, что у 157 (59,5%) больных были выявлены резко положительные и положительные реакции, у 63 (23,8%) — слабоположительные, а у 44 (16,7%) больных реакции были отрицательные. Следовательно, резко положительные и положительные реакции, наблюдавшиеся у 157 больных, составили значительный процент, что свидетельствует о сенсибилизации к тканевому аллергену из папиллом.

При обработке результатов реакций на введение аллергена из папиллом, результатов иммунологического обследования больных и реакций лейкоцитолиза применен был метод альтернативного варьирования. Достоверность (р) рассчитана по коэффициенту t и таблице Стьюдента. Данные статистически достоверны, р < 0,001.

Резко положительные и положительные кожные реакции на введение аллергена из папиллом были немедленного типа и зарегистрированы у больных с распространенными папилломами, протекавшими с частыми рецидивами при значительной давности заболевания.

Слабоположительные реакции были у больных с ограниченной локализацией папиллом и редкими рецидивами (через 2 — 3 года), при небольшой давности заболевания или при регрессировании болезни (срок ремиссий значительно удлинялся), или при обнаружении папилломы с погружным ростом, расцениваемой как предрак.

Отрицательные кожные реакции на аллерген из папиллом наблюдались у больных с клиническим выздоровлением или при регрессировании процесса, а также в тех случаях, когда была диагностирована папиллома с погружным ростом, которая в дальнейшем малигнизировалась. Если у больных при наличии распространенных папиллом кожная реакция на аллерген была отрицательной, то вскоре выявлялось озлокачествление папилломы.

При анализе внутрикожных реакций в динамике выяснено, что у тех больных, у которых папилломы рецидивировали реже, внутрикожные реакции из положительных становились слабоположительными или отрицательными. Таким образом, клиническое выздоровление или улучшение сопровождалось снижением выраженности кожно-аллергических реакций или они становились отрицательными. У больных, которым проводились внутрикожные пробы до и после лечения с интервалом в 25 — 35 дней, результат реакций, как правило, не менялся.

Необходимо отметить, что у 43 больных раком гортани реакция на внутрикожное введение аллергена из папиллом была отрицательной. Следовательно, результаты внутрикожных проб с тканевым аллергеном из папиллом (положительные у больных с папилломами и отрицательные у больных раком гортани) могут служить дополнительным тестом в дифференциальной диагностике между папилломой и раком с учетом клинических и гистологических данных.

Контрольные пробы с аллергеном из папиллом были поставлены у 50 больных с различными невоспалительными заболеваниями ЛОР-органов, у всех обследованных реакции оказались отрицательными. Кроме того, 21 больному с папилломами в качестве контроля были поставлены кожные пробы с тканевым аллергеном, изготовленным из ткани неизмененной истинной голосовой связки, удаленной при хордэктомии.

Операции были произведены в связи с двусторонним параличом гортани, развившимся после струмэктомии. Аллерген был изготовлен по той же методике, как и аллерген из ткани папиллом.

Внутрикожные реакции у всех этих больных были отрицательные, что также подтвердило специфичность реакций на аллерген из папиллом у больных с папилломатозом.

Большинству больных мы ставили кожные диагностические пробы с бактериальными аллергенами (стафилококк, стрептококк, зеленящий стрептококк, энтерококк, кишечная палочка, протей), изготовленными в аллергологической лаборатории Московского научно-исследовательского института уха, горла и носа.

Результаты реакций оказались у 81% больных отрицательные, что свидетельствует о незначительной сенсибилизации к бактериальным аллергенам при папилломах. Из бактериальных аллергенов чаще всего нерезко выраженную положительную реакцию получали на стрептококк, стафилококк и протей.

Итак, на основании проведенных исследований с применением тканевого аллергена из папиллом можно считать, что изготовленный нами аллерген выявляет у больных папилломами ЛОР-органов специфическую аутоаллергию.

В связи с этим внутрикожные пробы с аллергеном из папиллом могут быть использованы в качестве диагностического теста, что является основанием для применения их в практике.

Кожные аллергические пробы, безусловно, не всегда полностью отражают состояние сенсибилизации организма и им следует придавать определенное значение при сопоставлении с клиническими и иммунологическими результатами обследования больных. Это подтверждается выявленной зависимостью между степенью реакции кожной пробы и клиническим течением папиллом.


«Папилломы верхних дыхательных путей»,
И.А.Вознесенская