При образовании гиалиновых мембран нарушается газообмен вследствие уменьшения дыхательной поверхности, а также спадаются альвеолы.
Для их расправления требуется большое усилие. В результате напряжения инспираторных мышц повышается отрицательное давление в грудной полости, что вызывает усиленный приток крови, застой в капиллярах, транссудацию, утолщение перегородок и образование ателектаза. Эти изменения значительно затрудняют газообмен в легких.
Ребенок может родиться в асфиксии, но часто рождается без нее, в сравнительно хорошем состоянии. Вскоре после непродолжительного «холодного» периода (1—2 ч, возможно, сутки и более) возникает расстройство дыхательной функции — дыхание учащается (до 820—120 в минуту), становится затрудненным.
Описывается симптом спадения подбородка и открывания рта, выраженность которого соответствует дыхательной недостаточности. Во время вдоха втягиваются грудина и межреберье.
Кашель бывает редко. В легких могут прослушиваться ослабленное дыхание, мелкопузырчатые и крепитирующие хрипы. Усиление расстройств дыхания ведет к снижению оксигенации крови, а затем к падению сердечной деятельности. Развивается нарушение водно-солевого обмена, возникает ацидоз, повышается содержание калия в сыворотке крови.
У больных с гиалиновыми мембранами в первые 4 ч жизни артериальное давление низкое. При рентгенографии легких отмечаются равномерная сетчатость, зернистость, позднее распространенный ателектаз. Иногда обнаруживают также неравномерность поражения правого и левого легкого, расширение средостения, смазанность его контуров.
Часто гиалиновые мембраны трудно отличить от участков ателектаза. Однако не у всех недоношенных с гиалиновыми мембранами есть нарушения дыхания, возможно и бессимптомное течение.
Обычно смерть от гиалиновых мембран наступает через несколько часов или в первые 2—3 сут при явлениях нарастающей дыхательной недостаточности.
«Синдром дыхательных расстройств и сурфактант легких у новорожденных», Н.И. Пузырева