Третий месяц

Нарастает объем движений, в конечностях, особенно в плечевых суставах. Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня, удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. На животе поднимает голову и опирается на предплечья под острым углом.

Хорошо держит голову в вертикальном положении. Поворачивается со спины на бок. Ослабевает дорсальная флексия стопы, в связи с чем подошвенная флексия встречает меньшее сопротивление. Ребенок сгибает голову при попытке поднять его за руки из положения на спине. Наблюдается сочетанный поворот головы и глаз в сторону.

Зрительные реакции более длительные. Более дифференцированно ребенок отвечает на различные раздражения. Поворачивает голову на голос матери, пристально смотрит на лица, делает попытку рассмотреть вложенную в руку игрушку. Прослеживает предмет не только лежа на спине, в вертикальном положении, но и. на животе. Улыбается, иногда смеется, ярко выражены и долго сохраняются положительные эмоциональные реакции.

Улыбка сопровождается двигательной активностью, общим оживлением. Если ребенок здоров, он в течение всего времени бодрствования находится в. радостном состояния. Интенсивные движения, которые возникают при эмоциях радости, способствуют снижению физиологической флексорной гипертонии мышц ребенка и стимулируют развитие реципрокности. Ребенок гулит, дольше тянет гласные звуки.

В этом периоде имеются специфические рефлекторные реакции: в связи с возрастающей ролью коры головного мозга и развитием произвольной активности на 3-м месяце жизни продолжается торможение врожденных рефлексов, ослабевают лабиринтные шейные тонические рефлексы.

Расширяется деятельность анализаторов, возрастает значение двигательного и слухового анализаторов по сравнению с тактильным. Если в первые месяцы жизни поисковый рефлекс возникает в ответ на тактильный раздражитель, то в конце 3-го месяца при виде груди матери или бутылочки с молоком ребенок оживляется и приготавливает себя к акту сосания.

В возрасте 2 мес. ребенок схватывает предмет, который соприкасался с ладонной поверхностью. В конце 3-го и начале 4-го месяца хватательный рефлекс ослабевает, развивается произвольное захватывание предмета. Ребенок видит игрушку, тянется к ней и схватывает.

«Детская неврология», О.Бадалян