Исторический материализм

Исторический материализм, не умаляя значения биологической организации человека как высшей ступени развития живых организмов на земле, требует всестороннего исследования социальной сущности человека.

Человек как социальное существо выделяется из природы тем, что он сам производит средства своего существования, не только приспосабливается к природе, как животные, но и активно изменяет ее. В процессе активного преобразования природы меняется и собственная природа человека, в том числе его биологическая организация.

Как подчеркивает Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», особенности биологической организации человеческого организма есть результат общественно-трудовой деятельности человека.

С возникновением человека в процессе труда биологическая эволюция людей совершается под определяющим воздействием социальных условий. Сами природные условия воздействуют на человека, в отличие от животного, в большинстве своем не непосредственно, а опосредованно, через социальную деятельность людей.

Скажем, воздействие климата, вредных условий опосредуется устройством на современном научно-техническом уровне жилищ, кондиционированием воздуха, соответствующей одеждой и т. д. Болезнь, как и здоровье человека — это диалектическое единство социального и биологического.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов