Фетиш техники

Наряду с техническим пессимизмом в связи с проникновением техники в медицину в капиталистических странах начали распространяться утверждения, фетишизирующие технику.

Суть их выразил буржуазный врач Эрвин Лик, заявляющий, что прогресс в медицине убивает у врача душу, превращает его в ремесленника. Внедрение новой техники в медицину, механизация труда может породить техницизм и фетишизм у врача. Такие утверждения несостоятельны. Индустриализация медицины не только не ликвидирует, но значительно усиливает роль врача. Современная экспериментальная база медицины позволяет изучать явления и процессы, которые раньше вообще были недоступны исследованию.

Вместе с тем развитие медицинской техники по-новому ставит проблему клинического мышления врача. Использование современных технических методов предполагает углубленное логическое мышление, совершенствование клинического опыта, непосредственное наблюдение больного.

В век индустриализации медицинская наука бережно хранит и использует заветы великих отечественных клиницистов XIX в. И. Е. Дядьковского, И. Я. Мудрова, Г. А. Захарьина, С. П. Боткина и др.: врач лечит и болезнь, и больного, но для врача понятие «больной» всегда более близко, конкретно и значимо, чем понятие «болезнь».

Изучение личности, ее индивидуальных особенностей является центральной проблемой современной медицинской психологии, психотерапии, психогигиены, кардиологии и других отраслей медицины. Технический прогресс остро ставит вопрос о моральном облике врача.

Новая техника не только требует более содержательного клинического мышления врача, но и более чуткого его отношения к больному, понимания индивидуальных нравственных особенностей пациента.

Всю актуальность сохраняет проблема нравственного воспитания самого врача и требования основателя современной гигиены труда Ф. Ф. Эрисмана: «Гигиена была бы весьма односторонняя, если бы она в своих стремлениях сохранить нормальное состояние человеческого организма не обращала бы большого внимания на умственную и нравственную сторону человеческой жизни».

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов