Гипертензия и сердечные заболевания – две из наиболее часто приводимых болезней цивилизации. Обычными объяснениями частоты гипертензии служат напряжения и стрессы нашего общества жизни.
Перетрудившийся бизнесмен немедленно приходит на ум, современная жизнь всё усложнила, внесла большие состязания и привязки ко времени. В добавление к этому мы выдвигаем правдоподобные объяснения через неправильное питание, недостаток упражнений и какие-то наследственные факторы, однако те, кто пытался составить наиболее стрессовых ситуаций в нашем обществе, ставят утрату партнёра или любимого в начало списка. Но утрата любимого не является чем-то, что отличает наше общество, поэтому вопрос заключается в том, почему мы теряем свою способность адаптироваться? Не стали ли наши возможности меньше, чем были до сих пор, меньше до такой степени, что мы теперь всегда напрягаем их до предела?
Ни у кого не возникало когда-либо желание спросить, как гипертензивный человек налаживал свои приспособительные механизмы в начале своей жизни. Однако это было бы плодотворным направлением для исследования. Не так давно молодой психолог провела некоторое время в нашем отделении материнства в Питивьере, и она убедилась в долговременной важности первых переживаний новорожденного ребёнка. Затем она провела некоторое время в больничном отделении, специализированном для гипертензии. Она подробно изложила мне этот опыт и рассказала о том разряде пациентов, который она там встречала, и с разновидностях личностей, присущих им. Я спросил её, что она знала о том, как этих пациентов вскармливали в младенчестве. Разумеется, она ничего не знала об этом. Потому что такой вопрос был если не абсурдным, то по крайней мере не из того вида вопросов, которые кто-либо думал задавать когда-нибудь в современной больнице.
Но вопрос не такой абсурдный. Важную роль гипоталамуса в регулирование кровяного давления демонстрировали много раз. Например, при стимулировании одной особой зоны гипоталамуса кровяное давление повышается; если стимулируется другая зона – кровяное давление снижается. Поэтому не трудно понять, что когда новорожденный ребёнок находится в ситуациях, вызывающих выделение гормонов стресса, он регулирует свой гипоталамус таким образом, при котором закладываются зачатки гипертензии.
И снова, как прежде, высокий уровень кортизола и низкий уровень простагландинов 1 ставят гипертензию в один ряд с другими аспектами болезни цивилизации. Недостаток простагландинов 1 предполагает многие факторы, которые могут вести к гипертензии и сердечно-сосудистым нарушениям в целом: сужение небольших сосудов; истончение сосудистых стенок; склонность к тромбозам и повышение уровня холестерола. Исследования показали сильную корреляцию между повышенной опасностью коронарной болезни и низкой концентрацией прямых предшественников простагландинов 1 в жирных тканях.
Гипертензия служит хорошим примером болезни цивилизации, и поистине искусственно было бы отделять её от других. Например, гипертензия очень распространена среди алкоголиков. Проводилось изучение, установившее связь между этими двумя аспектами болезни цивилизации. Было указано, что поглощение алкоголя часто скачкообразно. Каждый период, когда алкоголь не всасывается, является разновидностью стресса, и ответом на этот стресс служит увеличение секреции гормонов, повышающих кровяное давление.
«Первичное здоровье», Мишель Оден