Пьер Виктор Гальтье

Пьер Виктор Гальтье, профессор ветеринарной школы в Лионе, твёрдо установил теоретическую и экспериментальную основу для вакцинации против бешенства не далее как 1879 году. Пастер посещал этот ветеринарный колледж в 1861 году, сопровождаемый студентом Гальтье. В 1885 году Пастер сделал представление Академии Наук, а на следующий день Медицинской Академии о своём уникальном исследовании по вакцинации против бешенства.

Какой триумф! Знаменитый академик Вульпиан заявил, что в этой области до Пастера не было никого, кроме самого Пастера. Пастер не возражал на это.

Путь, которым Пастер присваивал работы других, представляет только исторический и анекдотический интерес. С чисто практической точки зрения имеет ли значение, что брожение и болезни шелковичных червей были впервые поняты Бешампом, что роль микробов в некоторых заболеваниях была впервые понята Давэном, или что Тушен и Гальтье добились успеха в вакцине против бешенства раньше Пастера?

В действительности отрицательная сторона работы Пастера имеет намного более крупный масштаб и относится совсем к другому. Она на самом деле затрагивает нас сегодня. Что важно, так это образ заболевания, который благодаря пастеровской известности и славе был принят и широко распространён. Вслед за Пастером медицина искала немедленного разрешения для всех болезней. Пастер заглушил голос всех своих современников, которые задавали фундаментальные вопросы о происхождении хорошего здоровья. Так, слава Пастера продолжила путь движению гигиенистов, частично заслонила работу Клода Бернара и свела к нулю работу Бешампа.

Отсюда произошли громадные следствия для исследований, для подготовки врачей, для медицинской практики и для отношения широкой публики к здоровью и болезни. На самом деле идеи, выдвигавшиеся Пастером к концу его жизни, недавно вновь вошли в употребление. В конце он соглашался, что «микро – ничто; (почва) – это всё».

Влияние Пастера происходило от его славы, и искание славы служит ключом к загадке, которую историки до сего дня были неспособны решить.

«Первичное здоровье», Мишель Оден