Препараты, влияющие на адренергическую передачу

Существует большое число разнообразных фармакологических препаратов, влияющих на адренергическую передачу. Механизм их действия может быть основан на модификации синтеза, резервирования, выделения, поглощения и ферментативного распада передатчика.

Торможение захвата, ферментативного распада и увеличение выделения НА усиливают синаптическую передачу. Торможение синтеза, накопления и высвобождения медиатора, а также блокада постсинаптических рецепторов приводят к ослаблению синаптической передачи. Остановимся на некоторых из этих препаратов.

К числу веществ, влияющих на захват НА, относится кокаин. Он повышает тканевую чувствительность к передатчику. Степень потенциации ответа зависит от плотности адренергической иннервации.

Ответ значительно сильнее в обильно иннервируемых органах, таких, как радужная оболочка, и практически неизменен в неиннервированных тканях, например сосудах пупочного канатика. Потенциация кокаином адренергических ответов более отчетлива при низкочастотной стимуляции. Роль захвата НА в передаче не известна. Из веществ, увеличивающих выделение НА, наиболее часто используются амфетамин и тирамин.

Первый вызывает выделение экстравезикулярного НА, второй высвобождает его из везикул, но не путем экзоцитоза.

Оба они облегчают синаптическую передачу. Ингибиторы МАО (марсилид) чаще увеличивают реакцию на адренергическую стимуляцию.

Адренергическая передача значительно нарушается под влиянием такого сильного ингибитора тирозингидроксилазы, как α-метил-n-тирозин. Он уменьшает синтез НА, в то время как в условиях стимуляции скорость истощения запасов медиатора возрастает. Резко истощают запасы и препараты, влияющие на хранение НА: резерпин, прениламин и др. Их действие обусловлено блокадой АТФ Mg-зависимого поглощения и последующего связывания НА в везикулах.

В этом случае скорость истощения пропорциональна дозе резерпина и скорости использования НА. Наименее устойчивы к этим препаратам органы с высокой скоростью обмена НА в результате непрерывающейся активности, например, сердечная мышца. Однако полная блокада передачи отмечается редко. Из группы препаратов, влияющих на выделение НА, наиболее широко употребимы гуанетидин и бретилий.

Их длительное, блокирующее действие на синаптическую передачу снимается амфетамином. Механизм тормозящего влияния гуанетидина неясен.

Из специфических блокаторов адренорецепторов наиболее известны алкалоиды спорыньи. Они не только блокируют адренергическую передачу в некоторых гладких мышцах, но и вызывают ряд других эффектов. Специфическими антагонистами α-адренорецепторов являются вещества из группы фентоламина и феноксибензамина.

Эти препараты полностью угнетают вызванное предварительной адренергической стимуляцией сокращение кровеносных сосудов.

Помимо основного действия, например, феноксибензамин усиливает выделение НА, нарушая механизм обратной связи, предотвращая нейрональный и экстранейрональный захват. Препараты этой группы эффективны лишь при изучении гладких мышц с большой шириной синаптической щели.

К специфическим блокаторам β-рецепторов относятся пропронолол и другие аналогичные средства. Большинство из них характеризуется местным анестезирующим действием. Они также угнетают нейрональное поглощение медиатора. Их действие не распространяется на все гладкомышечные органы.

Например, пропронолол угнетает вызванные симпатической стимуляцией положительный хронотропный и инотропный эффекты в сердце, но не полностью блокирует передачу в ободочной кишке. Как и α-адреноблокаторы, они эффективны лишь на объектах с большой шириной синаптической щели [см. Бэрнсток Д., Коста М., 1979].

«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев