Селективное разрушения постганглионарных симпатических нейронов

Для селективного разрушения постганглионарных симпатических нейронов обычно используется антисыворотка, получаемая путем иммунизации кролика в отношении ФРН подчелюстной слюнной железы мыши.

При ежедневном введении 0,05 мл/кг уже в первые 2 — 3 дня жизни в краниальном шейном симпатическом ганглии разрушается 95 — 98% клеток у мышей, 85 — 90% — у крыс, котят и крольчат.

Введение антисыворотки взрослым крысам приводит к меньшему разрушающему действию, вызывающему исчезновение лишь 40 % клеток.

У новорожденных мышат через 2 ч после первой инъекции антисыворотки ядерные оболочки постганглионарных симпатических нейронов подвергаются сморщиванию, хромаффин конденсируется, цистерны вакуолярной системы расширяются, в оболочке появляются пиноцитирующие пузырьки.

Но главной мишенью антисыворотки являются ядра клеток, и первые изменения возникают в ядрышках. На более поздних стадиях ядерная оболочка разрывается, и ядерное вещество смешивается с цитоплазмой (лизис ядра).

Все эти изменения наблюдаются в паравертебральных симпатических ганглиях. Снижается не только число клеток, но, как показано с помощью флюоресцентного метода, под влиянием антисыворотки в оставшихся нейронах селезенки, легких, сердца изменяются также содержание, хранение и метаболизм тканевого НА.

В то же время в надпочечниковой ткани содержание НА и адреналина не претерпевает изменений.

Эффекты иммуносимпатэктомии проявляются не только в изменении числа и химизма постганглионарных симпатических нейронов. Отмечается также уменьшение количества и преганглионарных клеток. Механизм этого явления неизвестен, хотя допустимо, что в его основе может лежать ретроградная клеточная дегенерация.

Денервация, достигаемая посредством иммуносимпатэктомии, сохраняется в течение полугода после введения антисыворотки.

При иммуносимпатэктомии, как показали опыты с глюкозой, меченной по С14, в тканях симпатического узла происходит резкое подавление углеводного обмена. Параллельно с этим снижается синтез липидов. Последнее особенно четко проявляется в условиях холодового стресса.

Длительные наблюдения поведенческих реакций симпатэктомированных животных подтвердили положение Кеннона [Cannon W., 1929] о том, что в комфортных условиях отсутствие симпатической нервной системы существенно не сказывается на жизни животных.

Однако иммуносимпатэктомированные особи отличаются от контрольных значительно большим весом, большей чувствительностью к экзогенному НА, более резкими прессорными реакциями, сниженным сердечным ритмом во время покоя и значительным его повышением в ответ на различные воздействия, сниженной эмоциональностью,  уменьшенной продолжительностью двигательной активности.

Иммуносимпатэктомированные животные менее устойчивы к действию стрессорных факторов [см. Хауликэ И., 1978; Бэрнсток Д., Коста М., 1979].

Перспективы использования иммуносимпатэктомии для изучения автономной нервной системы и смежных областей очевидны, однако в настоящее время они сдерживаются главным образом трудностями получения антисыворотки, связанными с технологией.

«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев