Реципрокные реакции гидролитических процессов

Установлены определенные реципрокные реакции гидролитических процессов, с одной стороны, и транспортных процессов — с другой на введение лекарств. Коронтин стимулировал активность инвертазы и тормозил всасывание D-ксилозы, воды и глюкозы. Эфедрин, L-ДОФА, β-адреноблокаторы оказывали обратный эффект. Антагонистические реакций имеют место, судя по литературным данным, и при введении других средств. Так, секретин, холецистокинин, глюкагон и некоторые другие гастроинтестинальные гормоны стимулируют активность ряда энтеральных ферментов (дисахаридаз, щелочной фосфатазы, энтерокиназы; см. с. 56), но тормозят транспорт воды и солей в тонкой кишке (см. с. 93). Подобный антагонизм отмечается при действии лекарств in vivo, но in vitro он может отсутствовать.

Так, β-блокатор обзидан in vitro стимулировал инвертазную активность, т. е. действовал так же, как и на транспортные процессы. Для отдельных препаратов, в особенности для тех, которые вызывают структурные изменения в кишке, описанный антагонизм не характерен. Так, антибиотики аминогликозиды, некоторые цитостатические средства угнетают и гидролитические, и транспортные процессы.

Вопрос об антагонистическом влиянии на гидролитические и транспортные процессы в тонкой кишке лекарственных средств требует специального изучения. Можно полагать, что при определенных условиях торможение транспортных процессов облегчает использование структур кишечной клетки, ферментов-переносчиков, а может быть, и энергетических систем, для гидролитических процессов и, наоборот, при торможении гликолитических процессов облегчается транспорт. Этот механизм реализуется главным образом в условиях целостного организма.

Косвенным доказательством выдвинутой концепции являются полученные в последние годы данные о сложной олигомерной структуре ряда гидролитических ферментов щелочной каймы. Так, Мару и Лувард (Maroux, Louvard, 1976) установили, что мальтаза-2 и мальтаза-3 состоят из гидрофильной части, ответственной за каталитические свойства энзима и гидрофобной части, осуществляющей присоединение фермента к мембране. Предполагается, что гидрофобная часть обеспечивает и транспортные функции. Разделение каталитических и регуляторных субъединиц 7-амилазы и щелочной фосфатазы было проведено И. К. Гозите и соавт. (1976).

Лекарства, по-видимому, по-разному влияют на гидрофильную (каталитическую) и гидрофобную (транспортную) части фермента. Возможно, что первично это воздействие опосредовано через регуляторную гидрофобную часть, которая, по утверждению И. К. Гозите и соавт., может влиять на конформацию гидрофильной части. При действии препаратов, значительно повреждающих слизистую оболочку тонкой кишки (неомицин, цитостатические средства), на первый план выступают морфологические изменения, и поэтому как транспорт, так и гидролиз угнетаются, и реципрокные взаимоотношения этих процессов исчезают.

Однотипный характер влияния препаратов на всасывание D-ксилозы, глюкозы и воды можно рассматривать как свидетельство воздействия лекарств на участки переносчика, ответственные за транспорт всех этих веществ или на единые энергетические системы, обеспечивающие их абсорбцию.

Таким образом, оценка действия лекарственных веществ на всасывательную и дигестивную функции тонкой кишки должна быть комплексной. Ферментативно-транспортный ансамбль реагирует на лекарства как единая система, при этом реакция составных частей ансамбля может быть противоположной по характеру. Этот механизм должен учитываться при оценке действия тех или иных препаратов на пищеварительную и всасывательную функции тонкой кишки.


«Фармакологическая регуляция функций кишечника»,
А.В.Фролькис

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела