Лимфоэпителиома (лимфоидные элементы)

Изобилие в опухоли лимфоидных элементов объясняли по-разному.

Yeh Shu (1962) систематизировал в этом отношении данные литературы и выявил 4 различные точки зрения на природу лимфоидных клеток:

  1. эпителиальные клетки и лимфоциты находятся в состоянии биологического симбиоза;
  2. оба компонента являются опухолевыми, т. е. речь должна идти о смешанных опухолях типа карциносарком;
  3. лимфоциты рассматриваются как вторичные элементы, как выражение реакции на инвазивный рост опухоли;
  4. лимфоциты представляют собой остатки миндалины, не полностью разрушенной опухолью.

Первая гипотеза основывается на уже упомянутой теории о существовании особой ткани, лимфоэпителия, в которой обе составные части обладают по отношению друг к другу притягательной силой. В условиях опухолевого роста явления хемотаксиса якобы не утрачиваются.

Сторонники этой версии ссылаются на старую работу P. Derigs (1923), согласно которой метастазы лимфоэпителиомы во внутренние органы сохраняют свое характерное лимфоэпителиальное строение. Хотя P. Derigs располагала только одним наблюдением, на последнее многие ссылались в дальнейшем в качестве доказательства суверенитета лимфоэпителиомы.

Yeh Shu справедливо удивляется тому, что в течение нескольких десятков лет вслед за появлением статьи P. Derigs никто не мог подтвердить ее данных. Кроме того, внимательно изучив иллюстрации P. Derigs, он увидел, что изображенные на них гистологические структуры очень отличаются от тех, которые приведены в классических работах A. Schmincke и D. Cappel. Дело шло, по его мнению, о метастазах банального рака, имеющего мало сходства с первичными лимфоэпителиомами носоглотки.

В адрес второй гипотезы, согласно которой лимфоэпителиому нужно рассматривать как карциносаркому, нужно сказать, что нет никаких доказательств того, что лимфоидный компонент опухоли действительно является саркоматозным, — это чисто умозрительное допущение, с которым вряд ли приходится серьезно считаться. Вторичное накопление лимфоцитов по периферии растущей опухоли (третья гипотеза) — явление банальное, с каких бы позиций его ни рассматривать, воспаления или иммунобиологии.

Примеров тому можно привести множество — медуллярный рак молочных желез с лимфоидной стромой, дисгерминома и т. д. Но поскольку лимфоэпителиома развивается в тонзиллярном аппарате, то всего проще предположить, по Yeh Shu, что лимфоидная ткань представляет собой остатки миндалин, не полностью разрушенных опухолевыми клетками (четвертая гипотеза).

Мнения исследователей расходились не только по поводу лимфоидного компонента, но и характера клеток, уже несомненно опухолевых. Уже начиная с первых работ было высказано предположение, что клетки эти эпителиальные, раковые.

Данная точка зрения господствует и по настоящее время.
Но одни авторы весьма нетребовательно относились к гистологическим особенностям раковых структур, уделяя основное внимание богатству опухоли лимфоидными элементами. Именно при таком подходе к лимфоэпителиомам число их начинало составлять приблизительно треть всех новообразований лимфаденоидного глоточного кольца. Другие пытались сузить показания к постановке диагноза лимфоэпителиомы, ограничивая набор клеточных форм и образованных ими гистологических структур.

Так, Yeh Shu отказывался называть опухоль лимфоэпителиомой при любом количестве лимфоцитов, если паренхима опухоли оказывалась представленной эпидермоидной карциномой, веретеноклеточной карциномой, «простой» карциномой или аденокарциномой. Единственным вариантом карциномы, который может фигурировать под названием лимфоэпителиомы, был так называемый переходноклеточный рак, о чем ранее писал и D. Cappel.

В отоларингологическую онкологию термин «переходноклеточный рак» был введен D. Quick и М. Cutler (1927). Хотя их работа считается классической, ее гистологическая часть очень кратка, иллюстрации нечетки и немногочисленны.

При ознакомлении с их статьей не создается ясного представления о переходноклеточном раке в морфологическом аспекте. Авторы основное внимание уделяют не морфологической, а клинической и биологической картине описываемой ими опухоли.

В последующих работах описания строения этих опухолей были различными. Путаницу, которая возникла в результате первых попыток применения этого термина, хорошо охарактеризовал уже А. О. Верещинский (1933), разбирая и сравнивая ряд рисунков, приводимых различными авторами.

В дальнейшем было высказано мнение, что переходноклеточный рак является одной из гистологических разновидностей эпидермоидного рака [Московская Н. В., Кодолова И. М., 1968]. Однако растворить представление о переходноклеточном раке в группе эпидермоидных раков тоже вряд ли было бы оправданным.

По нашему мнению, переходноклеточный рак D. Quick и М. Cutler является не просто эпидермоидным раком, а его анапластической разновидностью. Анаплазия выражается в данном случае в том, что вертикальная анизоморфность в значительной мере оказывается утраченной, опухоль состоит, в основном, из удлиненных веретеновидных клеток неправильной формы с выраженным полиморфизмом ядер.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин