Лечение меланхолии (Кровопускание)

Перед кровопусканием из лобных вен больного следует заставлять побольше двигаться. Если сок действительно окажется черножелчным и склонным к холодности, то производи опорожнение пилюлями, приготовленными из повилики, сабура и харбака. Начинай с доведения сока до зрелости, потом сначала произведи опорожнение легкими лекарствами, в состав которых входят повилика, мякоть колоквинта и немного смолы скаммония, а после этого опорожняй отваром повилики и агарика.

Затем, если это не подействует, применяй сильные ийараджи, а если и после этого возникнет необходимость в опорожнении, то осторожно и с опаской дай харбака и без всякого опасения назначай ляпис лазурь и «армянский камень», а также пилюли, приготовленные из обоих этих средств. Нередко больным приносит пользу длительное употребление указанных веществ с сырной сывороткой и уменьшение количества лекарства.

Если же это не поможет, то начинай все сначала. Каждую неделю нужно производить опорожнение пилюлями, средними по мягкости действия, а в промежутках употреблять артифул с повиликой. Больных пробовали поить атрифулом с повиликой по следующей прописи: берут атрифула три дирхама, повилики – один дирхам и ийараджа – полдирхама. Раз в месяц производят сильное опорожнение с помощью сильных ийараджей и «больших пилюль», пока не увидят, что болезнь прошла.

Прибегают также и к рвоте, особенно если в желудке оказывается что либо усиливающее болезнь и желудок не очень слаб. Следует также вызывать рвоту с помощью отваров, в которых кипятили пулегиевую мяту, камедь артишока и семена редьки.

Больной принимает с сиканджубином выжатый сок редьки, в которую воткнули харбак и оставили на несколько дней, чтобы сила харбака перешла в редьку, или принимает самую редьку, моченую в сиканджубине. При этом сиканджубина должно быть три истара, а выжатого сока редьки – один истар. Это количество можно увеличивать или уменьшать в соответствии с силами больного, а если ты опасаешься, что силы его слабы, воздерживайся от употребления харбака.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)