Относительно сердечных лекарств у нас есть отдельная статья; если человек объединит знание врачебного искусства со знанием основ, более общих, нежели врачебное искусство, он получит от этого пользу. Здесь же мы укажем только на то, что должно быть сказано в чисто врачебных книгах.
А именно: поскольку сердце есть орган главенствующий, первый из всех главенствующих органов и важнейший из них, то решимость пользоваться его лекарствами должна быть решимостью, опирающейся на великую рассудительность – безразлично, хотим ли мы вывести дурной сок или изменить натуру сердца; что же касается опорожнения путем кровопускания, то мы принимаемся за него с решимостью, не заставляющей присоединять к кровопусканию другие очистительные мероприятия. Нет, наибольшее, что мы обязаны тут сделать, это не перейти меру, чтобы силы больного не упали, и оживить силы, если они немного ослабели, средствами, оживляющими силы, когда они упали из за холодности или теплоты натуры сердца.
Это относится не только к выведению крови, но ко всем видам опорожнения, хотя при выведении крови такая осторожность и более необходима. Причина, избавляющая от нужды применять наряду с кровопусканием различные другие мероприятия, состоит в том, что выведение крови хотя и не является лекарством, поступающим в сердце, причем сердце бывает переполнено только кровью и паром, все же кровопускание одновременно устраняет вредоносность того и другого. При переполнении сердца кровью пускают кровь из правого басилика, а при переполнении паром – из левого басилика.
Что же касается всех видов опорожнения с помощью лекарств, то нам надлежит при этом объединять с упомянутыми мероприятиями другие мероприятия. Дело в том, что большинство опорожняющих лекарств противостоит здоровью тела. Поэтому им должны сопутствовать лекарства сердечные, то есть лекарства, которые придают сердцу силу благодаря своему свойству, дабы к средству, употребляемому для выведения из сердца дурного сока, были примешаны подходящие для сердца лекарства, обладающие качествами терьяка и бадзахра. Многие из этих лекарств, и даже большинство их, иногда приносят пользу и в другом отношении, а именно, они вдобавок приводят опорожняющие лекарства к сердцу, отклоняя их от других органов.
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)