Что же касается изменения натуры сердца, то мероприятия при этом направляются либо на изменение холодной, либо на изменение горячей, либо на изменение влажной, либо на изменение сухой натуры.
Когда мы хотим изменить холодную натуру, то отваживаемся на это применяя общие горячие лекарства, смешанные с горячими сердечными лекарствами, и следим, чтобы они не вызвали слишком резкого движения сока в сердце и тело сердца не подвергалось бы растяжению от ветров, от материи, вызывающей опухоль, или от чего либо другого. Если же мы желаем изменить натуру горячую, то не смеем ограничиваться охлаждающими лекарствами.
Ведь вещество, ради которого создано сердце, а именно изливающаяся в него пневма, есть вещество горячее, и теплота его – прирожденная, иная, чем теплота, вредящая телу. Случается, что пневма вследствие расстройства натуры сердца, когда натура слишком горяча, уменьшается в количестве и рассеивается или становится дымной и мутной. И вот, когда в тело сердца поступает что либо угашающее теплоту и не смешанное с горячими лекарствами, дело которых усиливать природный жар своей теплотой или, вернее, особым свойством, сопутствующим их теплоте, это может повредить корню, то есть пневме, хотя и принесет пользу ветви, то есть телу сердца. Нет пользы умерять теплоту тела сердца, если при этом уничтожается теплота пневмы.
Поэтому ты видишь, что древние ученые при лечении горячего расстройства натуры и того, что от этого случается, неизменно примешивали холодные лекарства к горячим сердечным средствам, уверенные, что естество, если оно сильно, отделит охлаждающие лекарства от горячащих и принесет охлаждающие лекарства к сердцу, а горячие сердечные средства – к пневме, так что теплота сердца станет умеренной, а теплота пневмы увеличится.
Если же древние ученые находили уравновешенное или близкое к уравновешенному лекарство, способствующее укреплению пневмы по своему свойству, каков, например, воловик, они усиленно прибегали к его помощи; однако, если естество слабо, никакие меры не помогают.
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)