Общие меры лечения перебоев

Что касается любых перебоев, происходящих от материи, то при них приносят пользу опорожнения. Кровяные перебои лечат кровопусканием и усиленным выведением крови, а также уравновешиванием пищи в отношении количества и качества; если перебои возникают приступами или часто случаются в определенное время года, например, весной, то необходимо перед приступом производить кровопускание и облегчать питание, а также принимать лекарства, укрепляющие сердце.

При перебоях, происходящих от слизистого сока, следует производить опорожнение лекарствами, действие которых доходит до сердца; наиболее подходят для этого сильные ийараджи, выводящие вязкие жидкости. Перебои, происходящие от черножелчной крови, притекающей из отдаленного места, лечат кровопусканием, уравновешивая натуру печени средствами, упомянутыми в соответствующем параграфе, чтобы не зарождалось слишком много черной желчи.

Если же причиной является чистый черножелчный сок, то мерой лечения служит опорожнение при помощи, например, ийараджа Руфа, лугазийи и всех лекарств, которыми выводят черножелчный сок из отдаленного места. Затем, после этого, остается уравновесить натуру печени. Холодные перебои лечат согревающими лекарствами, а горячие – охлаждающими, особенно теми, которые соответствуют сердечным средствам.

Перебои, происходящие из за соучастия желудка, если они возникали от густого сока, лечат, вызывая рвоту после еды и после приема известных разрежающих лекарств, например, приема выжатого сока редьки в сиканджубине и последующего послабления крепкими ийараджами, вроде лугазийи и тийадаритуса, а также горьким ийараджем, усиленным мякотью колоквинта, агариком и повиликой.

Если перебои происходят от жгучей желтой желчи, их лечат, укрепляя желудок густосваренным соком плодов и душистыми плодами, например, яблоками и айвой, особенно после еды, а также грушами и тому подобными плодами, склоняют естество к смягчению и избегают всего того, что превращается в желчный сок; при этом принимаются меры для уравновешивания натуры желудка.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)