О животных силах (Питающая сила)

Если бы питающая сила, поскольку она является питающей силой, делала органы способными к ощущению и движению, то растения несомненно были бы способны воспринимать ощущения и движения. Остается, следовательно, признать, что началом, придающим эту способность, является нечто другое; это начало подчиняется особой натуре и именуется животной силой. Это первая сила, которая возникает в пневме, когда пневма возникает из летучих частей соков.

Затем, по мнению премудрого Аристотеля, пневма направляется с этой силой к первоначалу и к первой душе, из которой распространяются прочие силы, но только действия этих сил не исходят из пневмы с самого начала, так же как и ощущения.

По мнению врачей, тоже не исходят от душевной пневмы, находящейся в мозгу, пока пневма не проникнет к кожным покровам, к языку и к другим органам. Когда часть пневмы оказывается в полости мозга, то она принимает натуру, пригодную для того, чтобы от пневмы впервые начали исходить при ее посредстве действия пребывающей в нем  силы. То же самое происходит и в печени и в яичках.

Врачи считают, что пока пневма не примет в мозгу другую натуру, она не способна к восприятию души, являющейся началом ощущения и движения. То же самое происходит и в печени, хотя первичное смешение сообщило печени возможность восприятия первой животной силы. Точно так же для всякого органа существует, по мнению врачей, особая душа для каждого рода действий. Не верно, что душа – единое начало, из которого проистекают все действия, или что душа является совокупностью множества душ.

Дело в том, что если первичная натура и сообщила способность воспринимать первую животную силу везде, где возникла пневма и сила, являющаяся ее совершенным проявлением, то одной этой силы, по мнению врачей, недостаточно, чтобы пневма воспринимала при ее посредстве все прочие силы, пока в ней не возникнет особая натура.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)