О душевных постигающих силах

Душевная сила охватывает две силы, для которых она является как бы родовым понятием. Одна из них – постигающая сила, другая – движущая сила. Постигающая сила является как бы родовым понятием для двух сил: силы, постигающей во вне, и силы, постигающей внутри.

Сила, постигающая во вне, это сила ощущения, и она является как бы родовым понятием, по мнению одних, – для пяти, по мнению других – для восьми сил. Если считают пять, то это будет сила зрения, сила слуха, сила обоняния, сила вкуса и сила осязания, а если считают восемь, то причина этого в том, что большинство исследователей видит в осязании множество сил, точнее – четыре силы. Они связывают каждый из четырех родов осязаемых вещей с особой силой, хотя эта сила действует сообща с другой силой в ощущающем органе, как вкус и осязание в языке, зрение и осязание в глазу. Но проверка истинности этого – дело философа.

Сила, постигающая внутри, то есть животная сила, является как бы родовым понятием для пяти сил. Одна из них – это сила, которую называют общим чувством и воображением. Врачи считают общее чувство и воображение за одну силу, а исследователи философы – за две. Общее чувство – это чувство, которым постигаются все ощущаемые вещи.

Оно испытывает действие их образов, и эти образы в нем собираются. А воображение – это сила, которая сохраняет образы ощущаемых вещей после того, как они соберутся, и удерживает их, когда они скрываются от чувства. Из этих двух сил воспринимающая сила не тождественна сохраняющей. Установление истины в этом вопросе – тоже дело философа.

Как бы то ни было, но местом пребывания этих сил и источником их действия является передний желудочек мозга.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)