О режиме детей в период перехода в отрочество

Необходимо обратить должное внимание на уравновешенность характера ребенка, что достигается предохранением ребенка от сильного гнева, сильного испуга, печали или бессонницы. Нужно постоянно быть готовым к тому, чтобы подать ему то, чего он захочет и пожелает, и отстранить от него то, что он не любит. При этом достигается двоякая польза. Одна – для души ребенка, ибо он с самого детства растет добронравным, что превратится в обязательную привычку. Другая – для тела, ибо злой нрав обусловливается различного вида дурной натурой, как равно, если злой нрав войдет в обычай, то он повлечет за собой соответствующую дурную натуру. Например, гнев сильно горячит тело, печаль сильно высушивает его, апатия ослабляет душевную силу и склоняет натуру к слизистости.

В итоге уравновешивания характера достигается сохранение здоровья одновременно для души и тела. Когда ребенок просыпается от сна, то хорошо выкупать его в теплой воде и затем дать ему возможность поиграть некоторое время, потом дают чего нибудь немного поесть и отпускают для продолжительной игры. После этого нужно его опять выкупать и накормить, но при этом, по мере возможности, не следует давать после еды пить воду, чтобы пища не проскочила непереваренной.

Когда ребенок достигает шестилетнего возраста, нужно передать его воспитателю и учителю. Обучение тоже должно протекать постепенно; не следует сразу привязывать его к книге. Когда он достигает этого возраста, нужно сократить купанье в теплой воде и усилить физические занятия перед едой.

Не надо ребенку давать набиза, в особенности если он имеет горячую и влажную натуру, ибо это причиняет вред, заключающийся в образовании лишней желчи. Этот вред быстро и легко поражает детей. Польза от питья набиза, состоящая в обильном выделении избыточной желчи или в увлажении суставов, для детей нежелательна, потому что их желчь не увеличивается в силу обильного выделения с мочой, и их суставы тоже не нуждаются в увлажении. Ребенку надо давать чистую, прохладную и пресную воду, столько, сколько он захочет.

Таков режим для детей до тех пор, пока они не достигнут четырнадцати лет. Еще надо помнить, что детям присуща ежедневная утрата влажности, усыхание и отвердение их тела, поэтому нужно постепенно сокращать физические упражнения. В период между детством и юношеством дети не должны заниматься упражнениями, требующими силы, а должны ограничиваться умеренными упражнениями.

Режим детей последующих возрастов есть режим роста и сохранения здоровья их тела.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)