Опыты А. А. Аширбаева

В следующей группе опытов А. А. Аширбаев стремился выявить степень перестройки интраорганных сосудистых сплетений желудка в более затрудненных условиях окольного кровотока.

Смотрите — Исследование А. А. Аширбаева

Такой кровоток создавался в опытах путем наложения лигатур на все отчетливо видимые, субсерозно расположенные продолжения экстраорганных артерий и вен, вступающих в вентральную и дорзальную стенки желудка по всему протяжению малой и большой кривизны. Одновременно накладывались лигатуры на макроскопически видимые субсерозные сосуды, расположенные по окружности входа и в области выхода желудка.  

Таким образом, в этих опытах создавались затрудненные условия окольного кровоснабжения отделов желудка, расположенных кнутри от линий лигирования сосудов. В этих опытах даже лигирование всех макроскопически видимых интраорганных продолжений крупных внеорганных артерий и вен по всему протяжению желудка не приводит к некрозу желудка.

Это свидетельствует о высокой пластичности интраорганных сосудов желудка и о переживаемости тканевых структур.

В другой группе опытов (10 собак) для выявления пластичности сосудов отдельных оболочек желудка выключались левая желудочная, левая желудочно-сальниковая артерия и одноименные вены.

Одновременно по всей окружности перевязывались путем обкалывания у перехода пищевода в желудок макроскопически видимые интраорганные артерии и вены. Далее, в области тела желудка на середине его протяжения циркулярно иссекались лоскуты серозной и мышечной оболочек шириной 1 — 1,5 см с последующим сшиванием краев раны.

При этом нарушалась непрерывность сосудистых сплетений в рассеченных оболочках и затруднялось окольное кровоснабжение кардии и дна желудка. В данной группе опытов указанные части желудка васкуляризировались преимущественно через сосудистые сплетения сохраняющих непрерывность слизистой и подслизистой оболочек.

На микропрепаратах этой группы опытов через 3 — 7 дней обнаруживались мелкоочаговые некротические участки серозного и мышечного слоев кардии и дна желудка, что таким образом свидетельствовало о частичной недостаточности возникающего в этих опытах окольного кровотока.

В четвертой группе опытов условия для развития окольного кровотока желудка усложнялись. Иссечение экстраорганных артерий и вен кардии и прилежащих отделов, циркулярное локальное иссечение оболочек сочеталось с пересечением и последующим сшиванием желудка на месте перехода пищевода в желудок.


Схема выключения кровеносных сосудов отдельных оболочек желудка

Схема выключения кровеносных сосудов отдельных оболочек желудка

1 — пересечение всех оболочек желудка в месте перехода пищевода в желудок, 2 — иссечение серозной и мышечной оболочек желудка, 3 — левая желудочная артерия, 4 — левая желудочно-сальниковая артерия. X — места пересечения кровеносных сосудов. (Из работы А. А. Аширбаева).


В этих опытах создавались условия одностороннего кровоснабжения кардиального отдела желудка со стороны пилорического отдела через сосудистые сплетения оболочек, из которых только сосуды слизистой и подслизистой оболочек сохраняют непрерывность и, таким образом, принимают на себя всю тяжесть проведения крови к ишемизированным участкам.

В этих опытах животные погибали в ближайшие послеоперационные дни вследствие расхождения швов. На вскрытии обнаруживался некроз большой части ишемизированных отделов желудка (между линиями частичного и полного пересечения).

Жизнеспособные участки, шириной 2 — 3 см, располагались только вблизи линии частичного рассечения оболочек. Собственно, эти зоны и являются прямым отражением потенции сосудов, расположенных к периферии от этой линии, возможности их участия в реваскуляризации ишемизированной зоны.

Следует отметить, что во всех рассмотренных опытах, особенно там, где не возникла быстрая гибель животных вследствие некрозов стенки желудка, постоянно обнаруживались кровеносные сосуды развивающихся «спонтанных» межорганных сращений. Роль этих сосудов часто оказывалась значительной, т. к. в опытах с выраженной ишемизацией желудка с предотвращением развития сосудов сращений возникала недостаточность окольного кровотока.

Не все использованные модели в этих, как и в вышеописанных опытах на пищеводе, глотке, адекватны клиническим условиям. Однако на таких моделях целесообразно изучать пластичность отдельных экстра- и интраорганных сосудов желудка, выявлять допустимые пределы их выключений при резекциях желудка и других пластических операциях на нем, что может быть учтено в клинике.

А. А. Аширбаев дополнил указанный посмертный анализ пластичности отдельных кровеносных сосудов и сосудистых сплетений отдельных оболочек желудка прижизненными исследованиями пластичности бассейнов ветвления отдельных артерий желудка.

Это тем более важно, что, по мнению одних авторов (А. С. Идрисов, 1965), через любую из магистральных артерий желудка путем инфузии хемиопрепаратов можно лечить опухоли различной локализации, а по мнению других авторов (В. А. Черный, 1968), каждая артерия желудка имеет ограниченную зону ветвления.


«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса