Фармакодинамика — раздел фармакологии, изучающий механизм и локализацию действия лекарственных средств, совокупность эффектов, вызываемых ими.
Для врача-педиатра важно не только располагать сведениями об общих закономерностях фармакодинамики тех или иных химиопрепаратов или их групп, но я уметь тщательно изучать, анализировать, учитывать (регистрировать) фармакологические и терапевтические эффекты у каждого конкретного больного в зависимости от его возраста и пола, характера и тяжести болезни, условий применения лекарственных средств, их свойств и механизма действия.
Иначе говоря, сегодня от врача требуется научный, творческий подход к делу использования фармакотерапевтических средств с лечебной целью как у детей, так и у взрослых. Научно-технический прогресс в медицине обусловил производство огромного количества новых лекарственных средств, изучение эффективности которых явно отстает от их практического применения.
Вместе с тем, в нашей стране и за рубежом накоплено немало фактических данных о возможности серьезных побочных влияний лекарственных средств на организм ребенка, беременной женщины и ее потомство. В частности, выявлена зависимость частоты аллергии среди населения от массивности применения с профилактической и лечебной целью вакцин, сывороток, антибиотиков, сульфаниламидов и других лекарственных средств.
Следовательно, рациональная тактика применения большого арсенала новых химиотерапевтических препаратов на современном этапе приобретает не только врачебно-профессиональное, но и социально-нравственное значение.
Становится понятным, почему врач-педиатр, приступающий к лекарственной терапии больного ребенка (особенно новорожденного и грудного), должен быть предельно внимательным и крайне осторожным при выборе лекарственного препарата и его дозы, при решении вопроса о числе назначаемых химиотерапевтических средств и их сочетаний.
«Лекарственная терапия в педиатрии», С.Ш.Шамсиев