Основатель первой в России кафедры психиатрии

Основатель первой в России кафедры психиатрии И. М. Балинский просил написать на своем надгробии: «Душевнобольных друг и слуга». С.С. Корсаков «возвел сумасшедшего в ранг больного». Он много внимания уделял роли обстановки психиатрического учреждения в выздоровлении больных, положив в основу его организации следующие принципы: моральное влияние, нестеснение, система открытых дверей, рабочий режим, постельный режим. Совсем еще недавно пребывание в психиатрической больнице расценивалось как гражданская смерть, «после которой не существует воскрешения».

Психиатрические стационары сравнивали с «кладбищем погибших рассудков». Помещение в «сумасшедший дом» обычно означало потерю надежды на излечение, так как осуществлялось после длительного безуспешного амбулаторного лечения. В нашей стране произошла коренная ломка устаревших принципов психиатрической помощи.

Исчезли «лечебницы-крепости» с огромными «палатами-камерами» и режимом содержания, напоминающим тюремный. Изменился внешний вид, интерьер психиатрических лечебниц. В 30-х годах появились дневные стационары, где в течение дня больные получают лечение, а на ночь их отпускают домой.

«Психиатрическая деонтология занимается не только организацией отношений медицинских работников с психическими больными, их родственниками и широким социальным окружением, но и выработкой у больных надлежащей позиции по отношению к болезни и ее симптомам, вопросам бытового и лечебного обихода в стационаре и вне его», — пишут авторы книги «Деонтология в психиатрии» Н. Я. Завилянский и Л. И. Завилянская (1979).

В настоящее время в нашей стране создана и совершенствуется наркологическая служба, основным звеном которой является наркологический диспансер.

Отличительными чертами пациентов таких диспансеров — алкоголиков, наркоманов — являются выраженная психическая зависимость от наркотизирующего средства и безволие их.

В этой связи, как считает видный специалист в области наркологии Э. А. Бабаян, «безапелляционное заявление о том, что больного можно излечить только при его собственном желании, наносит психологический удар надежде на исцеление: для родственников создается исключительно неблагоприятная ситуация, если они, зная безволие больного, потеряют веру в возможность излечения».

Деонтологическая тактика персонала с пациентами наркологических диспансеров должна отличаться исключительной гибкостью. Следует учитывать, что у алкоголиков и наркоманов большое распространение и значительную выраженность имеет анозогнозия — отрицание факта болезни, неузнавание ее. Нередко отрицание факта заболевания значительно выражено у родственников больного, что является своего рода защитной, охранительной психологической реакцией.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов