Вопросы медицинской этики и деонтологии должны преподаваться в медицинских училищах не от случая к случаю, а в соответствии с комплексной тщательно разработанной программой, охватывающей, как уже подчеркивалось, все изучаемые дисциплины. Среди аудиторных форм обучения основное место занимают лекции. Уже на первой лекции «Введение в специальность» необходимо осветить основные проблемы медицинской этики и деонтологии.
Право чтения такой лекции целесообразнее предоставить представителю клинической медицины — опытному ученому. Различные аспекты медицинской этики и деонтологии должны преподаваться в течение всего обучения. Так, преподаватели медико-биологических дисциплин должны прививать учащимся гуманное отношение к лабораторным животным, внушать мысль о недопустимости нанесения животным повреждений, не вызываемых необходимостью медицины.
При изучении микробиологии следует использовать материалы о проводимых в ряде стран недопустимых с моральной точки зрения экспериментов с заражением людей — военнопленных, заключенных, уголовников. Целесообразно шире изучать исторические примеры самоотверженной добровольной работы врачей и медицинских сестер в очагах особо опасных инфекций.
На практических занятиях по физике и химии необходимо прививать учащимся элементы деонтологии лаборанта, в частности соблюдения техники радиационной и химической безопасности. На кафедре фармакологии видное место в преподавании следует уделять вопросам предупреждения лекарственной ятрогении, указывать на вред самолечения, обосновывать недопустимость полипрагмазии.
Основными знаниями по медицинской деонтологии учащиеся овладевают при освоении терапии и хирургии в учебных классах и непосредственно в палатах у постели больного. При изучении педиатрии, акушерства, нервных болезней и других медицинских специальностей учащиеся получают сведения о частных вопросах медицинской деонтологии.
Клиника, практика ежедневно ставят перед учащимися деонтологические задачи. Так, большое воспитательное значение имеет донорство.
Постоянная готовность безвозмездно дать свою кровь остро нуждающемуся в ней больному — свидетельство морально-этической зрелости будущей медицинской сестры.
«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов