В медицинских училищах широко используются различные внеаудиторные формы обучения. Большие возможности для пополнения деонтологических знаний и совершенствования навыков открываются перед учащимися во время летней производственной практики.
В этот период учащиеся наиболее близко и длительно общаются с больными и располагают большим, нежели в период учебного года, свободным временем. Будущие медицинские сестры на практике обучаются правилам ухода за больными, приобретают опыт работы с разными по характеру пациентами, проверяют степень собственной «профессиональной адаптации».
Кроме наставлений, рекомендаций и личного примера преподавателя, в этическом воспитании учащихся большую роль играет личное общение с больными. Следует шире привлекать учащихся к выполнению в процессе обучения обязанностей младших медицинских сестер. Привитие навыков перестелить пациенту постель, подать подкладное судно, придать тяжелобольному более удобное положение имеет большое воспитательное значение.
В период производственной практики целесообразно использовать следующие формы обучения вопросам медицинской этики и деонтологии:
Мощным учебно-воспитательным потенциалом располагают экспозиции музеев истории медицины и здравоохранения, которых, по данным крупного историка медицины проф. Б. Д. Петрова, в нашей стране существует свыше 150.
«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов