Рассматривая формы и методы совершенствования знаний и закрепления навыков в области медицинской этики и деонтологии, невозможно ограничиться перечнем рекомендуемых мероприятий. Этот процесс осуществляется в ходе повседневной многоплановой работы каждого лечебного учреждения.
Тем не менее можно выделить основные, кардинальные формы работы, позволяющие широко использовать методы обучения деонтологии. В зависимости от назначения и профиля лечебного учреждения отдельным формам должно быть отдано предпочтение.
Обсуждая необходимость постоянного совершенствования медицинской сестрой своих знаний, уместно привести слова первого наркома здравоохранения Н. А. Семашко: «Надо пожелать, чтобы сестры продолжали совершенствовать свои медицинские знания. Как успех бойца на фронте зависит от мужества и военного искусства, так точно и успех медицинского работника зависит от преданности делу, помноженной на знания, умение».
Методы работы с медицинскими сестрами, фельдшерами и лаборантами могут быть самыми разнообразными: личная беседа, выступление перед аудиторией, доклад, написание заметки, реферата, статьи в газету или журнал, выступление перед коллективом с отчетом о личном участии в лечебной и общественной деятельности, участие в тематических вечерах и экскурсиях.
Основными воспитательными формами работы в трудовых коллективах являются:
Необходимо шире практиковать экскурсии по местам трудовой и боевой славы, привлекать медицинских сестер к созданию стендов, выставок литературы по вопросам медицинской этики и деонтологии.
«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов