Следует подчеркнуть, что у ряда больных при выписке может развиваться чувство неуверенности, страха остаться наедине с болезнью. В этот период происходит ломка выработавшегося своеобразного больничного стереотипа, что нередко требует доброжелательного участия, приободрения, дачи рекомендации не только врачом, но и медицинской сестрой.
Использование разнообразных форм работы с больными позволяет повысить эффективность лечения больных. В работе с больными нет и быть не может абсолютно правильных рекомендаций, поведенческих штампов.
Творческий подход к решению конкретных ситуаций допускает проявление инициативы, выдумки, изобретательности в установлении должных отношений с пациентами, в решении многообразных проблем, встающих перед медицинскими сестрами лечебных учреждений.
Занятия по специальной подготовке — ведущая в лечебных учреждениях форма повышения квалификации и совершенствования профессионального мастерства медицинских сестер. Занятия проводятся ежемесячно по плану, предусматривающему основные направления деятельности среднего персонала с учетом профиля лечебного учреждения.
Рассмотрение вопросов медицинской этики и деонтологии должно проводиться с отличием от преподавания в медицинских училищах. Перед медицинскими сестрами, имеющими большой стаж практической работы, целесообразно чаще ставить философско-мировоззренческие вопросы медицинской этики.
Необходимо шире привлекать сестер к обсуждению особенностей деонтологии, тесно увязывая вопросы теории с практикой лечебно-профилактической деятельности отделения, кабинета, лаборатории.
Основная идея книги лаконично выражена замечательными словами Луи Пастера: «Будущее принадлежит тем, кто сделает всего более для страдающего человека».
«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов