Истерия (Частный случай — больная Ш.)

Так, у больной Ш. возник функциональный паралич ног в связи с неблагоприятной обстановкой в семье и был купирован лишь после изменения этой обстановки.

Относительная изолированность таких представлений, неспособность соотнести их со всей сложной жизненной ситуацией определяет и такие характерные для истерии черты, как упрямство, ограниченность интересов.

Эти особенности в некоторых случаях могут создать непреодолимое стремление к достижению какой-либо цели, чаще характеризующейся эгоистическими тенденциями, например установкой на получение группы инвалидности вместо возвращения к общественно полезному труду и т. п.

Конкретность, образность, яркость мышления истеричных больных создают условия для выраженных эмоциональных переживаний.

Больные могут вновь переживать с неменьшей выразительностью события прошлого или представления, связанные с будущим. Эти особенности мышления в сочетании с наклонностью к. образованию отдельных относительно изолированных представлений при общей слабости коры могут способствовать возникновению иллюзий и галлюцинаций.

Обычно это отдельные зрительные образы в виде человеческих фигур, слуховые обманы чувств — оклики, отдельные фразы. На высоте волнения у некоторых больных могут возникать истерические припадки.

При этом в отличие от эпилептического припадка больной обычно мягко падает, рыдает, кричит (иногда рыдания прерываются хохотом), производит разбросанные движения конечностями, всем телом, царапает себя, кусает руки, бьется и т. п. Однако тяжелых повреждений себе не наносит. Эти движения у отдельных больных носят выразительный характер в виде заламывания рук, прижимания их к груди и т. п.; выражение лица чаще страдальческое. Все рефлексы сохранены.

Прикусов языка, недержания мочи, кала не бывает. Больной достаточно адекватно реагирует на окружающее, и выраженность, и продолжительность припадка в большой степени зависят от поведения окружающих.

Всякая суета, растерянность, излишнее внимание к больному будут способствовать продлению припадка. Прежде всего необходимо удалить посторонних, сказав им так, чтобы больной слышал, что это обычный невротический приступ, ничего серьезного собой не представляющий. Больному расстегнуть стесняющую его одежду, предложить выпить воды или принять что-либо из седативных средств.

При отказе настаивать не нужно.

Дальше возможны следующие варианты:

  • сказать, что сейчас все пройдет, оставить больного одного, учитывая, что истерический припадок обычно развивается при зрителях;
  • постараться отвлечь внимание больного на посторонние темы;
  • оборвать припадок резким окриком: «Перестаньте! От Вас зависит прекратить это поведение!».

В отдельных случаях длительно продолжающегося возбуждения целесообразно ввести 2,5% раствор аминазина 1—2 мл внутримышечно в 2—5 мл 0,25—0,5 % раствора новокаина или изотонического раствора натрия хлорида. Можно применить в тех же дозировках левомепромазин или мепазин.

Возбуждение, возникающее в слабой коре, вызывает (индуцирует) распространенный процесс торможения (отрицательная индукция), изолирующий это возбуждение от целого ряда других связей жизненного опыта, затормаживающий, подавляющий контрастирующие представления.

Выраженность отрицательной индукции затрудняет разумный контроль и ведет к поведению, руководимому эмоциональными переживаниями, без необходимого продумывания, по типу: стимул — реакция.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов