Истерия (Частный случай — больная Г.)

Еще одна больная, 23 лет, по специальности швея, поступила в клинику с жалобами на ежедневные рвоты. В процессе обследования больной выяснилось, что в детстве она испытывала страх перед пьяным отцом. Плохо спала по ночам. Всегда отличалась повышенной впечатлительностью.

На высоте волнения возникало ощущение комка в горле, появлялись общая слабость, внутренняя дрожь, на глазах показывались слезы. Замуж вышла в 20-летнем возрасте без большого чувства, но к мужу относится хорошо. К сексуальной жизни настроена отрицательно.

В первую брачную ночь испытала сильную боль; последующие сексуальные акты вызывали у нее неприятные ощущения и нередко сопровождались болью. Около 6 мес тому назад во время коитуса ощутила тошноту. При повторном коитусе тошнота повторилась.

В дальнейшем тошнота нарастала, и появились рвоты вначале только при попытке полового акта, а затем без видимой причины неоднократно в течение дня. Коитус осуществляется мужем без предшествующих подготовительных ласк.

Питание больной понижено. Со стороны внутренних органов явления незначительно выраженного гастрита.

Неврологически
— без очаговой патологии, повышенная рефлекторная возбудимость. Больная астенизирована, эмоционально лабильна, эгоцентрична, сосредоточена на своих ощущениях, но отвлекаема. Допускает наличие у себя тяжелого соматического заболевания, но особенно это ее не волнует. Рвота 2—4 раза в день небольшими порциями.

Дополнительные исследования показали, что больная — личность несильная с наличием истерических черт.

Грубый, неумелый подход мужа в области сексуальной сферы обусловил отрицательное отношение больной к этой стороне супружеской жизни.

Случайно появившаяся, а потом повторившаяся тошнота вызвала у нее представление о возможности начала какого-то заболевания и, следовательно, об освобождении ее от тягостных супружеских обязанностей.

В связи с этим больная внутренне не сопротивлялась развивавшемуся болезненному состоянию, а, наоборот, как бы ему поддавалась. Также полусознательно рвоты получили большее распространение, подтверждая якобы независимость от каких бы то ни было видимых причин.

В данной клинической картине опять-таки достаточно отчетливо выступает симптом «условной приятности». В плане лечения прежде всего была проведена надлежащая беседа с мужем больной.

Указано на необходимость пока полного прекращения интимных отношений. В дальнейшем возможен переход к самым невинным ласкам, с постоянным пробуждением у больной заторможенного полового чувства (либидо), и только после его достаточной выраженности допустим возврат к половой жизни, но с обязательной сексуальной подготовкой жены перед каждым половым актом.

Эти условия были мужем приняты. Самой больной указано, что в половой жизни у нее настанет большой перерыв и возобновление будет зависеть только от ее желания. Затем понятным для больной языком разъяснена причина имеющихся у нее рвот и назначено лечение — медикаментозное, физиотерапевтическое и некоторые другие виды с ведущим применением при этом психотерапии.

Роль медсестер в плане ухода за больной заключалась во внимательном отношении к ее жалобам, успокаивающих беседах, напоминаниях больной о приеме назначенных медикаментов, осуществлении различных лечебных процедур.

Таким образом, основным фактором при лечении подобных состояний является прежде всего изменение неблагоприятных жизненных обстоятельств. В тех случаях, когда данную ситуацию изменить невозможно, необходимо приложить все усилия, чтобы изменить отношение больного к этой ситуации. Конечно, могут быть истерические нарушения, и не связанные с причинами, сходными с вышеописанными.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов