Галлюцинации

Галлюцинации, в отличие от иллюзий, представляют собой обманы чувств, возникающие вне зависимости от реальных объектов. Как редкие эпизодические явления галлюцинации встречаются и у здоровых людей: например, послышался звонок телефона, особенно при напряженном ожидании последнего; оклик по имени; как будто промелькнула какая-то тень.

У невротичных больных, особенно при истерии, галлюцинации при всей их эпизодичности отличаются нередко значительной жизненностью, яркостью. Так, больная, например, отчетливо слышит голос своей умершей матери или даже видит ее. Также может возникнуть какое-либо другое видение.

Критика обычно сохраняется; лишь в отдельных случаях она теряется на очень короткое время. У психически больных галлюцинации, так же как иллюзии, отличаются большей сложностью, разнообразием и отсутствием к ним критического отношения. Галлюцинации могут относиться к любым органам чувств, к любым анализаторам (зрительные, слуховые, обонятельные и др.).

Обычно галлюцинаторные зрительные образы располагаются во внешнем пространстве, среди реальных объектов, но существует особый тип галлюцинаций, описанный известным психиатром В. X. Кандинским. Это псевдогаллюцинации Кандинского. Они воспроизводятся внутри собственного тела, в голове. У таких больных нередко бывают жалобы на наличие звучащих мыслей, которые могут слышать окружающие, это «симптом открытости».

У больных возникает представление, что эти мысли не принадлежат им, а внушены или вложены кем-то другим. Возникает ощущение, что вся их психика — результат сделанности, чуждости.

Весь этот симптомокомплекс называется синдромом психического автоматизма Кандинского — Клерамбо и чаще бывает при шизофрении. Случается, что хорошо знакомая обстановка, жизненная ситуация воспринимаются как чуждые, не имеющие к больному прямого отношения,— это дереализация. Такое же отношение к своей личности, к своему телу называется деперсонализацией. Ложные ощущения изменения схемы своего тела, увеличение, уменьшение, искажение его частей носят название психосенсорных расстройств.

Особый симптом «уже виденного» характеризуется тем, что данная ситуация, переживаемая впервые, представляется уже пережитой когда-то, но, кроме этого ощущения, никаких других уточняющих воспоминаний не появляется. Настоящее явление в незначительно выраженной форме бывает и у здоровых.

Для понимания патогенетических механизмов иллюзий и галлюцинаций обычно привлекаются данные павловского учения о фазовых гипнотических состояниях, об изолированных очагах возбуждения и современные представления, относящиеся к некоторым положениям теории информации.


«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов