При нанесении больным себе ранений и других повреждений

При нанесении себе ранений и других повреждений производится первичная обработка раны, при необходимости — иммобилизация, введение сердечных и иных надлежащих медикаментозных средств.

Во всех этих случаях — при острых нарушениях кровообращения и дыхания, отравлениях, травмах, отсутствии сознания и др.— вызывается бригада «скорой медицинской помощи» или специализированная бригада «скорой медицинской помощи» в зависимости от состояния больного.

К больным, обнаруживающим расстройства сознания, агрессивные тенденции, суицидные наклонности и другие сходные нарушения, необходимо немедленно вызывать врача. За ними устанавливается строгий надзор, заключающийся в непрерывном наблюдении за больным, осуществляемый с постоянного поста медсестры или санитарки.

Больного сопровождают в туалет, контролируют прием им лекарств, не позволяют закрываться с головой одеялом, проверяют, нет ли у него предметов, которые можно было бы использовать для нанесения повреждений, закрывают двери, окна и т. п. Больных, назначенных к переводу в психиатрический стационар, не следует обманывать, что их везут куда-либо на консультацию, на исследование.

Следует объяснить, что они направляются в другую больницу, где им будет проведено лечение, которое им необходимо, но которое в данном стационаре не проводится. Описанные выше случаи встречаются относительно нечасто, но они все же имеют место, и к ним необходимо быть готовым.

При наличии мучающих больного неприятных болезненных ощущений ипохондрического характера, помимо назначенной ему лекарственной и иной терапии, можно, продолжая и подкрепляя психотерапию, проводимую врачом, объяснить, что он действительно испытывает эти ощущения, но они резко усилены вследствие повышенной чувствительности нервной системы, а повышенная чувствительность обусловлена ее ослаблением в результате перенапряжения — постоянной сосредоточенности внимания на психотравмирующей ситуации.

Следует добавить, что внутренние органы больного совершенно здоровы (если это действительно так), если же нет и больной об этом знает, то пояснить, что данное органическое нарушение выражено относительно незначительно (поскольку, действительно, в психоневрологическом стационаре нет более или менее серьезных соматических больных), что расстройства той или иной деятельности организма носят функциональный характер.

Все эти разъяснения следует вести на языке, доступном данному больному. У больных с навязчивыми страхами нередко возникает чрезвычайно беспокоящее их представление, что они могут действительно осуществить какое-либо антисоциальное действие — кого-либо ударить, устроить поджог и т. п.

Больного следует успокоить, объяснив, что такое действие совершенно исключается, больной никогда его не совершит вследствие того, что при малейшей тенденции к этому резко возрастает связанное с ним представление о последствиях подобного поступка и данное представление благодаря своей мощности подавит первое представление. При навязчивых сомнениях — выключены ли мною электричество, газ в квартире, закрыта ли на ключ входная дверь и т. п.— целесообразно посоветовать больному на каждом подобном действии максимально сосредоточивать свое внимание и мысленно или вслух проговорить: «Выключено; больше к этому не возвращаюсь» и т. п.


«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов