«Зоркость» для дальнозорких

«Зоркость» для дальнозорких

Теперь поговорим о дальнозоркости. При чтении человек с нормальным зрением напрягает хрусталик, чтобы четко видеть текст. Однако с возрастом цилиарная мышца слабеет, а сам хрусталик становится менее способным к изменениям, позволяющим видеть более отчетливо. Человек, никогда не надевавший очков, вынужден. теперь при чтении пользоваться очками с плюсовыми стеклами, подменяющими работу хрусталика. Это помогает переносить изображение на сетчатку и видеть более отчетливо, но в то же время ведет к еще большей атрофии мышц хрусталика.

Образуется своего рода замкнутый круг, имя которому — возрастная дальнозоркость.

Держа книгу перед собой на привычном расстоянии, многие люди в возрасте 40—45 лет начинают с трудом различать печатный текст. Им хочется отодвинуть книгу подальше. Назовем эту ситуацию «книжной» дальнозоркостью.

Бороться с ней можно с помощью варианта гимнастики «Зоркость», который Ю. А. Утехин разработал специально для дальнозорких. Основной принцип этого варианта гимнастики сходен с идеей «Зоркости» для близоруких.

Коротко этот принцип можно сформулировать так: чтение попеременно одним глазом на максимально близком расстоянии.

Подчеркиваем: для близоруких — при максимальном удалении, а для дальнозорких — на максимальном приближении.

Что такое максимально близкое расстояние? Это расстояние настолько приближенное к глазу, что текст виден ясно, а читающий глаз при этом не перегружен, не слишком напряжен.

Договоримся сразу, что речь здесь идет о нормальных здоровых глазах, не отягощенных никакими заболеваниями. Использовать гимнастику «Зоркость» для дальнозорких могут лишь те, у кого полная острота зрения вдаль при коррекции, иначе говоря, те, у кого никогда не было и нет близорукости. Ни в коем случае нельзя тренировать один и тот же глаз от близорукости и от дальнозоркости (хотя нередко близорукость с возрастом отягощается «книжной» дальнозоркостью).

В детстве возможности хрусталика чрезвычайно велики. Нормальный здоровый ребенок, которому не грозит близорукость, прекрасно может читать текст на расстоянии всего лишь в 5—7 см. Это требует чрезвычайно сильного сжатия хрусталика цилиарной мышцей. Но такое сжатие не связано у ребенка с чрезмерными усилиями, потому что хрусталик в этом возрасте столь нежен, что очень легко поддается изменениям. Ребенок не понимает, что если навык близкого чтения закрепится, то это непременно приведет к близорукости.

Из-за невнимания родителей или из-за собственного неосознанного упрямства многие дети слишком долго читают в согбенном состоянии и в конце концов надевают очки. Учителям и родителям требуется немало усилий и педагогического мастерства, чтобы ненавязчиво, но достаточно категорично сформировать у ребенка навык правильного чтения. Но это тема несколько иная, а сейчас вернемся к дальнозоркости.

«Можно ли жить без очков?», Стив Шенкман