Больной С, 62 лет, пенсионер, поступил в больницу на 8-й день болезни с диагнозом «медикаментозная эритема» 26.06. Заболел остро 19.06: повысилась температура до 38 °С, появилась сильная головная боль. Температура все дни носила постоянный характер в пределах 38—39 °С, была бессонница, иногда — кратковременная потеря сознания, бред. Лечился аспирином и пенициллином (в таблетках), но эффекта не было. На 5-й день болезни была замечена сыпь на коже туловища и конечностей, которую расценили как проявление лекарственной болезни.
В связи с этим были назначены хлорид кальция и другие подобные средства. Состояние продолжало оставаться тяжелым, сохранялась сыпь; в связи с чем больной был направлен в больницу. При поступлении температура 38,8 °С, состояние средней тяжести. Яркая гиперемия лица и шеи, инъекция сосудов склер.
На коже туловища (преимущественно на боковых поверхностях грудной клетки) и верхних конечностях (внутренних поверхностей) обнаружена мелкопятнистая, местами — петехиальная сыпь. Единичные элементы сыпи обнаружены на внутренней поверхности бедер. Были положительны симптомы «щипка» и «жгута». Тоны сердца были приглушены, пульс 114 в 1 мин, ритмичный, мягковатый. Определялось увеличение печени и селезенки. В легких прослушивалось жесткое дыхание.
Слизистые оболочки рта влажные, чистые, язык обложен желтоватым налетом. Из анамнеза жизни выяснилось, что в детстве болел каким-то лихорадочным заболеванием в период, когда у старших членов семьи был сыпной тиф.
В то же время единственный врач села, где жила семья, умер от сыпного тифа, поэтому диагноз болевшему ребенку поставлен не был. Учитывая эту ситуацию можно считать с огромной долей вероятности, что больной перенес тогда сыпной тиф. На основании этих сведений и клинических данных больному был поставлен диагноз «болезнь Брилла», что в последующем и подтвердилось.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова