Микоплазменная инфекция (Больной М., 37 лет)

Больной М., 37 лет, инженер, поступил в инфекционную больницу по поводу серозного менингита 29.01. с жалобами на сильную головную боль в затылочно-теменной области, тошноту, многократную рвоту. Заболел остро 25.01, когда появились общая слабость, кашель, насморк, боли в горле, головная боль, температура повысилась до 38 °С, а через несколько часов — до 40 °С и держалась на этом уровне 4 дня. При обследовании в приемном отделении состояние тяжелое, сознание ясное, но больной заторможен, на вопросы отвечает односложно, монотонным голосом. Лицо бледное, наблюдается цианоз губ, носовое дыхание затруднено, слизистые оболочки носа и зева гиперемированы. Пульс 120 в 1 мин. Тоны сердца приглушены.

Неврологический статус: анизокория, D≥S, реакция на свет живая.

Слабоположительны рефлексы орального автоматизма. Движения в конечностях сохранены в полном объеме, мышечный тонус несколько повышен по пирамидному типу, сухожильные и периостальные рефлексы равномерны, оживлены, брюшные рефлексы отсутствуют, патологические стопные рефлексы не вызываются. Выражена общая гиперестезия. Резкая ригидность затылочных мышц, положителен симптом Кернига с обеих сторон. Заподозрен грипп с нейротоксическим синдромом.

Анализ крови: д. 2,9*109/л; п. 20%; с. 57; лимф. 16%; мон. 3%; СОЭ 5 мм/ч. Анализ мочи: относительная плотность 1,017; белок 0,33 г/л, лейкоциты 0 — 1 в поле зрения (п./зр.), цилиндры гиалиновые 0— 1 в п./зр. СМЖ при люмбальной пункции вытекала под давлением — частыми каплями, прозрачная, бесцветная. Реакция Панди и Нокне — Апельта отрицательные, цитоз 0; глюкоза 3,5 ммоль/л; окисляемость 2,1. После спинномозговой пункции состояние и самочувствие больного улучшились, значительно уменьшалась головная боль.

При исследовании методом иммунофлюоресценции мазков из носа выявлены вирусы гриппа А2. После соответствующей терапии, в том числе и специфическим противогриппозным γ-глубулином, состояние больного быстро улучшилось. Температура 3 дня держалась на уровне 36,5—37,4 °С, после чего нормализовалась. Через неделю полностью угасли все неврологические симптомы, но оставалась небольшая слабость. Выписан в удовлетворительном состоянии.

Диагноз — токсический грипп, мениигеальный синдром. В данном случае синдромальный диагноз был поставлен правильно — серозный менингит. Но важно было определить его этиологию и с позиций терапии, и в эпидемиологическом аспекте.

Острое начало болезни, высокая температура в первые сутки заболевания, заложенность носа, гиперемия слизистой оболочки и носа были достаточным основанием для решения вопроса в пользу гриппа, протекающего с поражением ЦНС. Раннее возникновение этих симптомов должно было натолкнуть на мысль о нейротоксикозе, а не о воспалительном процессе, что и подтвердилось результатами подробного обследования больного, в том числе и исследования спинномозговой жидкости.

Правда, последнее в поликлинических условиях было сделать невозможно, хотя это имело решающее значение в лечении больного. Несколько иначе протекало заболевание у другого пациента.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова