Больной Н., 25 лет, инженер, поступил в больницу с диагнозом «псевдотуберкулез». Заболел остро, температура повысилась до 38 °С, появилась боль в горле при глотании. На следующий день температура повысилась до 39,4 °С; боль в горле усилилась. По назначению врача, поставившего диагноз «катаральная ангина», принимал эритромицин. Однако температура не снижалась, состояние ухудшилось, появились головная боль в теменной области, боль в суставах ног.
Вызванный врач обнаружил на коже сыпь, которую расценил как проявление лекарственной болезни в результате приема тетрациклина. К вечеру состояние ухудшилось. Головная боль усилилась, появилось двигательное беспокойство. Вызвана «неотложная помощь».
Врач, осматривая больного, диагностировал псевдотуберкулез и направил больного в инфекционную больницу. При осмотре в приемном отделении состояние тяжелое, сознание сохранено. Больной обеими руками держится за голову, жалуется на нестерпимую головную боль. Температура 39,8 °С.
Лицо ярко геперемировано, сосуды склер инъецированы. Язык густо обложен белым налетом. Зев слегка гиперемирован. Кожа туловища и конечностей обычной окраски. На коже груди, боковых поверхностей грудной клетки, спины, внутренней и наружной поверхности плеч и предплечий обильная полиморфная розеолезно-петехиальная сыпь. Петехии первичные, многие из них звездчатой формы.
Такие же, но единичные элементы на нижних конечностях и ягодицах. Пульс 114 в 1 мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. Тоны сердца громкие, АД 16/10,7 кПа (120/80 мм рт. ст.). В легких дыхание везикулярное. Резко ригидны затылочные мышцы, положительны симптомы Кернига и Брудзинского. Сухожильные рефлексы повышены. Очаговые симптомы отсутствовали Поставлен диагноз «менингококкемия, менингококковый менингит».
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова