Врач формально назначила исследование толстой кишки, а недостаточно квалифицированный лаборант дал ошибочное заключение об отсутствии в крови малярийного плазмодия. Допустил диагностическую ошибку и врач скорой помощи, поставив диагноз «вирусный гепатит и печеночная кома». Можно с большей долей уверенности считать, что при правильной тактике врача, впервые осматривавшего больного, заболевание могло иметь благоприятный прогноз.
Если бы врач принял во внимание такие сведения, как пребывание в Лаосе, стране, неблагополучной по малярии, уточнил «незащищенность» больного, отсутствие химиопрофилактики, и правильно оценил тяжесть болезни (на 3-й день болезни температура тела 40 °С при удовлетворительном самочувствии не свойственна гриппу и вирусному гепатиту), больной мог быть направлен в больницу с предположительным диагнозом малярии. Даже предполагая наличие у больного гриппа, врач не мог исключить малярию как сочетанное с ним заболевание, будучи осведомленным относительно симптоматики свежих форм злокачественно протекающей тропической малярии.
Наконец, следует помнить, о том, что лица, вернувшиеся в страну из мест, неблагополучных по малярии, при возникновении у них лихорадки подлежат обязательной провизорной госпитализации. И еще раз повторяем: неблагополучный в отношении малярии эпидемиологический анамнез обязывает обследовать больного на малярию независимо от клинической картины заболевания, которым он страдает и по поводу которого обратился к врачу.
Кроме клинического, такая тактика имеет и большой эпидемиологический смысл, так как способствует более полному выявлению паразитоносителей. Последние подлежат обязательному лечению, так как являются таким же источником инфекции, как и больные.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова