Н. В. Фетисов (1965), применяя внутримышечно, внутривенно и непосредственно в ткани опухоли (обкалывание) различные химиопрепараты (тиофосфамид, пиоциданин, диметан, дипин, бензотэф и циклофосфан), наблюдал уплотнение опухоли и ее тенденцию как бы «отделиться» от здоровых тканей, уменьшиться; однако опухоль не исчезала. Наряду с этим автор наблюдал угнетение кроветворения, что заставляло его проводить (в порядке подготовки к операции) ряд мероприятий, направленных на восстановление функции кроветворных органов.
В период этой подготовки опухоль вновь бурно развивалась, а общее состояние больного становилось тяжелым. Ю. А. Аверьянов (1966) разработал в эксперименте методы длительной внутриартериальной химиотерапии при опухолях челюстно-лицевой области.
Применяя их у 27 больных, автор установил, что в результате инфузии тиотэфа и бромурацила через наружную сонную артерию, на протяжении 5—6 дней, у многих больных отмечено уменьшение и распад опухоли, заполнение раны грануляционной тканью и эпителизация язвенных поверхностей.
Степень угнетения кроветворения и повреждения слизистой оболочки кишечника, печени и почек (у животных) менее выражена при непрерывной инфузии, чем при повторных однократных ежедневных внутривенных инъекциях тех же доз препарата.
Опыты автора весьма интересны, однако малочисленность клинических наблюдений не позволяет сделать окончательное заключение о клиническдй ценности их. И. М. Милославский и Б. М. Даценко (1967) считают, что единственным методом, обеспечивающим постоянно высокую концентрацию цитостатического агента, является метод локальной внутриартериальной инфузии.
Сущность этого метода, примененного авторами у 48 больных, состояла в том, что химиотерапевтический препарат (применяли тиотэф и сарколизин) через специальный катетер многократно вводили в строго определенную артерию и воздействовали на кровоснабжаемую этой артерией область, в зоне которой располагалась опухоль. Лечение проводили у больных раком III—IV стадии, не подлежащих хирургическому лечению и лучевой терапии (в связи с резистентностью опухоли).
Результаты: у всех больных отмечено уменьшение или ликвидация болей, снижение явлений интоксикации; уменьшение размеров опухоли (или язвы) у половины больных. Лишь «в отдельных случаях удалось добиться клинического излечения». У ряда больных после курса химиотерапии (вводили препарат в дозе 40—50 мг каждые 3—4 дня с обязательным промыванием катетера раствором гепарина; суммарная доза препарата — 350—450 мг) проведена лучевая терапия первичного очага или регионарных метастазов, либо хирургическое вмешательство в очаге поражения.
Авторы предупреждают о возможности как общих, так и местных осложнений, связанных с внутриартериальной инфузией.
«Основы хирургической стоматологии»,
Ю.И. Бернадский