Первая свободная кожная аутопластика

Впервые свободная кожная аутопластика была успешно выполнена французским хирургом Реверденом в 1869 г. и быстро получила широкое распространение, потому что большое значение этого метода для стимуляции заживления обширных ран было оценено сразу хирургами многих стран.

В России успешному развитию метода свободной пересадки кожи содействовали П. Пясецкий (1870), С. Янович-Чайнский (1871), А. Яценко (1871).

Большим шагом вперед в методике пересадки кожи было предложение Блера и Брауна (1925, 1935) об использовании у обожженных расщепленных трансплантатов, создающих устойчивый покров. Эта методика применяется и сейчас.

Расщепленные дермо-эпидермальные трансплантаты, содержащие от 1/2 до 3/4 толщи кожи, сохраняют достоинства полнослойного трансплантата (эластичность) и преимущества тонкого (способность к приживлению на инфицированную поверхность). Вместе с тем донорские дефекты, содержащие остаток дермы, могут самостоятельно и более или менее быстро эпителизироваться (за счет размножения эпителиальных клеток в выводных протоках потовых и сальных желез и волосяных луковицах).

Новой вехой в истории хирургического лечения ожогов явилось создание в 1939 г. Э. Педжеттом клеевого дерматома
— приспособления, позволяющего легко срезать кожные трансплантаты большой площади и определенной толщины. За 45 лет с момента описания Педжеттом дерматомной техники было предложено множество моделей клеевого дерматома, созданы различные образцы электродерматомов, сконструированы и апробированы пневмодерматомы, механические дерматомы и другие модели.

Отечественная модель дерматома создана М. В. Колокольцевым в 1947 г. Благодаря развитию дерматомной пластики при ожогах удалось добиться реального снижения летальности при глубоких термических поражениях.

В 70-х годах прошлого века в медицинской литературе появились сообщения о пересадке кожи от одного индивидуума к другому (аллопластика). Результаты этих пересадок лишь на первых порах показались обнадеживающими; вскоре, однако, стало ясно, что такая пересадка дает лишь преходящий эффект, потому что кожа другого человека быстро расплавляется.

В настоящее время доказано, что трансплантат одного человека (донора) является чужеродным по отношению к тканям другого человека (реципиента). Вследствие определенных иммунологических реакций распад аллотрансплантата неминуем.

Вместе с тем даже временное закрытие раны трансплантатом оказывается полезным для организма обожженного, так как меньше нарушается общее состояние больного и становится возможной аутопластика.

Поэтому этот метод стали использовать как временную меру при очень обширных ожоговых ранах и тяжелом состоянии пострадавшего. В последние годы для временного покрытия обширных ожоговых ран используют синтетические материалы (пенопласт), коллаген и свиную кожу. Этот вид оперативных вмешательств носит название ксенопластики.

Уже в середине XIX столетия хирурги обратили внимание на общие нарушения, сопутствующие ожогу, и на связь их с размерами обожженной поверхности. В дальнейшем механизм развития ожоговой болезни подвергался тщательному изучению. Наряду с накоплением практического опыта расширились и теоретические представления об особенностях ожоговой болезни.

Исходя из этих теоретических предпосылок, терапия обширных ожогов в первой половине XX столетия была разграничена на общую, направленную на лечение системных расстройств в организме, и местную, имеющую целью быстрейшее восстановление целости кожного покрова. В связи с этим большое развитие получили методы хирургического лечения ожогов.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева