Основы методики лечебной физической культуры при болезнях легких

Занятия лечебной гимнастикой как при острых, так и при хронических заболеваниях органов дыхания проводятся главным образом в кабинете лечебной физкультуры. Подбираются небольшие группы больных, близких по возрасту и физическим возможностям, характеру и тяжести основного процесса, сопутствующим заболеваниям и осложнениям. Наиболее тяжелые больные зани-маются индивидуально, в палате.

Курс лечения разделяется на три периода: вводный, или ориентировочный, основной — лечебно-тренировочный и заключительный. Нередко курс лечебной физической культуры, начатый в пульмонологическом отделении больницы (клиники), продолжается в реабилитационном специализированном отделении или в поликлинике по месту жительства больного.

Первые 2 — 3 занятия имеют ориентировочный характер: они дают представление о двигательных возможностях больного, его субъективной и объективной реакции на применение предлагаемого комплекса. В качестве объективных тестов контроля можно использовать: динамическое наблюдение за реакцией пульса, артериального давления.

Частотой дыхания, спирометрию, пробы с задержкой дыхания на выдохе. Более информативными, хотя и более сложными и трудоемкими, являются исследования реакции с помощью спирографии, пневмотахометрии, общей плетизмографии.

Непосредственному обучению выполнения упражнений предшествует беседа, в которой больных информируют о целях, задачах и примерном характере нагрузки в предстоящих занятиях лечебной гимнастикой. Объясняются основы терапевтического действия отдельных упражнений, ожидаемый результат. Это делается в целях психотерапевтического воздействия, настраивающего больного на переход к деятельному состоянию, на созна-тельную борьбу за активизацию резервных возможностей системы внешнего дыхания и организма в целом.

Каждое занятие лечебной гимнастикой, в свою очередь, разделяется на три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть, продолжительностью 3 — 5 мин, начинается с простейших упражнений общеукрепляющего характера и при постепенно увеличивающейся нагрузке переходит в основную часть урока.

В основной части, продолжительностью 15 — 25 мин, преобладают упражнения специального характера. В заключительной части (3 — 5 мин) проводится постепенное снижение нагрузки.

«Руководство по пульмонологии», Н.В.Путов