Характерна бледность кожи и слизистых оболочек. Конечности становятся холодными и цианотичными. Температура нормальная или, нерезко повышаясь, имеет неправильный характер. Верхушечный толчок сердца ослаблен. Пульс малый, частый и мягкий. При поражении синусового узла, наоборот, наблюдается брадикардия.
Границы сердца расширены в обе стороны, на верхушке появляется систолический шум, развивается глухость сердечных тонов, электрокардиограмма всегда изменена. Артериальное давление или понижено, или нерезко повышено. Венозное давление вначале нормально, но по мере нарушения кровообращения постепенно повышается. У многих больных отмечаются различные расстройства сердечного ритма. Увеличивается и становится плотной, болезненной печень.
У таких больных обнаружиживаются широкие капилляры с замедленным током или стазом, что характерно для сердечной недостаточности (О. П. Григорова, 1948). Нередко такое состояние длится 1—2 нед, затем постепенно наступает улучшение, и больной выздоравливает. Но в более тяжелых случаях появляются симптомы зловещей сердечной триады: тошнота, переходящая в рвоту, боли в животе и ритм галопа или эмбриокардия. Одни авторы считают, что тошнота и рвота сердечного происхождения, другие — объясняют анемией мозга, а третьи — влиянием токсина на соответствующие центры головного мозга.
Боли в животе зависят от растяжения капсулы печени при быстром ее увеличении вследствие отека как самой печени, так и желчного пузыря. Ритм галопа возникает из-за поражения проводниковой системы и развития предсердно-желудочковой или внутрижелудочковой блокад. Больные становятся мертвенно бледными, конечности холодеют, печень на глазах увеличивается до пупка. Пульс или очень редкий, или очень частый, нитевидный. В таком состоянии чаще наступает смерть при полном сознании больного. Но иногда, находясь некоторое время на грани смерти, больные могут и выздороветь. Если больной не умирает, от поражения сердечно-сосудистой системы в течение первых 50 дней, то обычно наступает выздоровление.
Очень редко миокардиты развиваются на 5—8-й неделе — в период появления параличей. Э. И. Тетельбаум (1953), М. Е. Сухарева (1955) выявили, что к 30—50-му дню болезни после относительного благополучия со стороны сердечно-сосудистой системы вновь могут возникнуть ее расстройства.
«Руководство по воздушно-капельным инфекциям», И.К.Мусабаев